• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Шантеклер (Певец зари), или Певучая дверь

    Шантеклер (Певец зари), или Певучая дверь.

    Безысходная психологическая трагедия в 2-ух актах.

    Действующие лица:

    Дверь.

    Письменный стол.

    Диван.

    Старая кушетка.

    Новая, "молодая" кушетка.

    Палка с костяным набалдашником.

    Лампа.

    Клоп.

    Мокрица.

    Пылинки.

     

    Акт 1.

    Комната. В комнате письменный стол, старая кушетка, "молодая" кушетка, пылинки. Помещение освещено лампой. Зацепившись за ручку двери, висит палка с костяным набалдашником.

    Палка. О, как вы прекрасны, дверь! Какая у вас красивая медная ручка! И потом, - как вы скрипите! Когда вы впервые распахнулись, что бы пропустить моего хозяина, а, следовательно, и меня вместе с ним, вы заскрипели так чудесно, что сердце у меня замерло! Вы нарочно так скрипите?

    Лампа (подмигивая). Это тайна нашей гениальной двери, она никогда её не раскроет!

    Письменный стол (басом). Да! Дверь - это гордость нашей комнаты. О ней знают даже в других покоях. Я много пожил на своём веку и понимаю толк в дверях, чёрт возьми!

    Лампа. Ну, я гасну! Пора спать.

    Голос 1-ой пылинки. Я ненавижу дверь!

    Голос клопа. Я жажду её смерти!

    2-ая и 3-тья пылинки. Смерть двери!

    Мокрица. О, как бы нам избавиться от двери?!

    Палка. За что вы так ненавидите эту прекрасную дверь?

    1-ая пылинка. Мы ненавидим её за то, что она проводник свежего воздуха, который сдувает нас и мешает нам жить! Долой свежий, чистый воздух!

    Клоп (зловеще). Я ненавижу дверь за то, что она однажды чуть не раздавила меня, неожиданно распахнувшись. И потом, она пищит, и её писк вызывает целые потоки свежего воздуха.

    Мокрица. А я просто, без всякой причины её ненавижу! Смерть ей!

    Насекомые и пылинки. Смерть двери!

    Палка. Как же вы причините ей смерть?

    Клоп. Нужно попробовать повернуть ключ в двери. Тогда она лишится способности двигаться, пищать и напускать свежий воздух, а это самое главное!

    Тишина. Все засыпают.

    Акт 2.

    Там же. Под утро.

    Палка. О прекрасная дверь! Ты, вызывающая своим скрипеньем волны свежего воздуха! Бежим! Уйдём от них в широкое поле, где я ещё недавно подпирал какого-то старика!

    Дверь (вдохновенно, широко раскрыв замочную скважину). Нет! Я вступлю с ними в бой и одолею все эти тёмные силы! За меня правда, за меня свежий воздух, который я вызываю своим скрипом.

    Палка. О, как ты прекрасна!

    загораясь и подмигивая). Жалкий самообман. Твой скрип вовсе не причина свежей струи воздуха. Просто тебя отворяют - вот и всё.

    Кто-то снаружи хочет открыть дверь. Палка в любовном экстазе цепляется за косяк и незаметно для себя препятствует её открытию.

    Дверь. О, пусти меня! Я хочу исполнить свою великую миссию! Не удерживай меня.

    Неожиданно от сильно порыва открывается оконная форточка и впускает свежий воздух.

    Дверь (трагически). Что это?! Свежий воздух проходит мимо меня! Я не пищала и всё-таки чувствую его струю. Это всё ты, палка?!

    Дверь дёргают сильнее. Палка страдальчески переламывается.

    А я всё-таки, несмотря ни на что, буду исполнять своё великое назначение: пищать, скрипеть и освежать атмосферу! (Скрипит).

    Письменный стол. Давайте скорее занавес! Сюда приближается человек!

    Занавес.

    1910 г.

    Примечания

    Из рецензий:

    "Певучая дверь" - вещь, безусловно, символическая. Дверь - это наш вечный жизненный самообман, когда мы думаем так, а всё на самом деле обстоит иначе. И большая заслуга наша, если мы, узнав, что ошибались, не бросаем дело, а продолжаем его дальше ради высших идеалов.

    "А всё-таки я буду пищать", - говорит дверь, получив наглядное доказательство своих заблуждений.

    И тёмные силы - все эти клопы, мокрицы и пылинки - бывают посрамлены.

    Прекрасно проведена госпожой Музиль-Бороздиной роль Двери. Артистка даёт полную иллюзию двери и скрипит изумительно натурально. Артистке, очевидно, пришлось потратить на создание роли, костюма и грима много труда.

    Очень изящна Палка с костяным набалдашником - господин Глаголин. Тип Палки, мешающей двери открываться, удерживающей её по причине своей узкой эгоистической любви, - передан бесподобно.

    надевать абажур посветлее.

    Изящны Пылинки: госпожи Христофорова, Валярская и Кирова. Тарский для роли клопа немного тяжёл. Собравшаяся в громадном количестве публика с большим интересом следила за сложной душевной драмой благородной пылкой Двери и любящей Палки. Пьеса возбуждает хорошие чувства к тому, что принято теперь в ироническом смысле именовать "домашней меблировкой".

    Непонятно лишь назначение Кушеток, в пьесе они заявлены драматургом, но их присутствие никак не выражено в сюжете, их роли остаются немыми и неподвижными в самом буквальном значении.

    Автору на будущее следует это иметь в виду.