• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Очередной рассказ

    ОЧЕРЕДНОЙ РАССКАЗ

    От редакции

    Вчера редактором нашего издания получена рукопись следующего рассказа Аркадия Аверченко (приводим целиком с сохранением стиля оригинала). 

    Почему она разлюбила...

    Если бы она сейчас не придерживала рукой сердце, оно, наверное бы, выскочило, - так колотилось в хрупкой груди это маленькое смущенное сердечко.

    А он стоял около нее, спокойный, и рассматривал ее почти с любопытством.

    Улыбнулся чуть-чуть и сказал:

    - Я счастлив, что на мою долю выпал тот редкий случай, когда женщина сама смело заявляет о своей любви, не ожидая признания противной стороны...

    - О, нет, - энергично воскликнула она, - вы вовсе не противная сторона!

    - Ну, не противная. Скажем - противоположная. Должен сознаться: вы этой противоположной стороне чрезвычайно нравитесь; только противоположная сторона недоумевает, - за что вы ее полюбили.

    Она взяла его руку и неожиданно поцеловала.

    - Вот за что! Ты один из тех людей, которые... какой это дьявол сюда ломится (последние пять слов как будто зачеркнуты. Ред.) берут женщину просто, как висящий на дереве плод, и она счастлива, что, а чтоб у тебя руки отсохли! Чтоб у тебя в голове так звонило! Ей-Богу, убил бы я этого негодяя! (Эти несколько строк слабо зачеркнуты. (Ред.), она счастлива сделаться рабой, игрушкой и даже не проклинает, если эта игрушка будет сломана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Это была женщина, которая часто испытывала свою силу на других, которые окружали ее, наполняли ее скромную квартирку, которая привлекала их не блеском своим и пышностью, тою пышностью, которая так заманчива для некоторых, а милым радушием хозяйки, которая...

    А, чтоб ты ослеп, проклятый! Пять раз, - которая! Ведь вот умирают же некоторые люди, а ты живешь, шатаясь всюду на своих кривых ножонках... 20 июня 1912 г., двадцатого июньчика. Зарядили дожди, а кого - неизвестно. Не тебя ли, идиот? Испорч... Испорченный рассказ. Аркадий Аверч... (росчерк. Ред.), Аркадий Аве... (росчерк. Ред.). Очень жаль, что свиньи с тобой не распорядились так же, когда ты был маленький. Аркадий Ав... На похоронах Парамонова не был, а на твоих буду присутствовать с восторгом!

    Эта женщина обладала недюжинной внутренней силой и любила испытывать ее на всех, кто... А ну его к черту!

    Аркадий Аверченко.

    Мы целиком привели рукопись, полученную вчера от вышеукзанного автора.

    Читатели поймут нашу скорбь и отчаяние... Еще два месяца тому назад мы видели автора лично - видели бодрым, жизнерадостным. И вот...

    Правда один из наших сотрудников утверждает, что еще в то время он заметил странный огонек в глазах г. Аверченко, в то время, когда последний шел в контору редакции с чеком в руках. Но все-таки этот ужас никак не может уложиться в нашей голове. Почему? За что? Единственное, чем мы себя утешаем, это что острое помешательство иногда быстро излечивается.

    -----

    В момент начала верстки этого номера мы получили следующее письмо, подписанное: Аркадий Аверченко.

    "Дорогой редактор! Надеюсь, вы не напечатали ту галиматью, которую я послал вам вчера. Ради Бога, не сердитесь, - бывают обстоятельства сильнее нас.

    Вот, что произошло.

    Вчера утром я обдумал тему одного очень недурного психологического рассказа, и после завтрака засел за письменный стол.

    По первым строкам вчерашнего моего присыла вы можете видеть, как свежо, бодро и интересно начал я. Но как раз на том месте, где героиня начинает обрисовывать меткими, сильными штрихами характер любимого человека, - в передней раздался звонок.

    Я не люблю, чтобы меня отрывали во время работы, а потому, садясь за письменный стол, отпускаю даже горничную из дому.

    Я поднял голову, прислушался к звонку и, пожав плечами, снова обратился к бумаге...

    Но звонок, не переставая, заливался, как маленькая, тонкоголосая собачонка, бегущая целую версту за экипажем.

    - Какой это дьявол сюда ломится, - подумал я и, откинувшись на спинку кресла, замер в ожидании.

    Прошло три, пять минут... Звонок не прекращался. Противный, резкий, впивающийся в голову звонок.

    - Чтоб у тебя так в голове звонило, негодяй, - проворчал я и, сердито вскочив, выбежал в переднюю. Надел на голову шляпу, взял трость и заревел:

    - Кто там?!!!

    - А-а, плутишка. Я так и знал, что вы дома. Хе-хе. А притворяется, будто нет дома. Хе-хе. Может быть, у вас была дама, а? Вы что же это в шляпе и с палкой? Собираетесь уходить?

    - Да... Простите. Нужно кое-куда съездить.

    Маленький, кривоногий Плинтусов, приветливо улыбаясь, пролез боком в кабинет и сказал:

    - Ну, в таком случае, не буду вас задерживать. Вам в какую сторону?

    - В эту... Гм... На десятую линию Васильевского.

    - Так, знаете что? Я вас подвезу. Погода дождливая, и мне деваться некуда. Натягивайте пальто.

    Я чувствовал, что рассказ мой, мой прекрасный психологический рассказ висел на волоске. Положение было не безвыходное только потому, что я должен был обязательно выйти с Плинтусовым и поехать на какую-то десятую линию.

    В это время зазвенел телефон. Обрадованный, я схватил трубку.

    - Это квартира священника Троекратова? - послышался женский голос.

    - А, Илья Ильич! - приветливо сказал я. - Здравствуйте. А я только что хотел к вам ехать на 10-ю линию.

    - Какой там Илья Ильич! Это телефон священника Троекратова?

    - Неужели, - сказал я печально. - А я как раз сегодня хотел отдохнуть. Сколько строк?

    - Вы идиот! Я вас спрашиваю одно, а вы...

    - 400 строк? Но я не успею к вечеру. Что? Ну раз необходимо, - ничего не поделаешь. Сейчас же и засяду!

    - В сумасшедший дом нужно вам засесть!!

    - Да, да. Спасибо. Привет супруге. До свиданья.

    Я повесил трубку и сказал:

    - Экая жалость! Оказывается, нужно сейчас засаживаться за работу. Вы уж извините меня...

    - Пожалуйста! - замахал руками Плинтусов. - Дело прежде всего. Садитесь и пишите. Скажите, я вам не помешаю?

    - Как вам сказать, - промямлил я. - Дело в том, что я не могу при постороннем написать ни единой строчки. Такая уж особенность моего творчества.

    - Вы меня обижаете! - грустно сказал Плинтусов. - Какой же я вам посторонний?..

    - Нет, говорю вообще. Присутствие другого всегда развлекает меня.

    - Так это и хорошо, что развлекает. Я, наоборот, был бы очень рад...

    - Но я тогда не могу писать, если кто-нибудь сидит около!

    - Но ведь я не буду вам мешать. Я буду только сидеть и смотреть. Откровенно говоря, мне ужасно хочется видеть своими глазами, как это вы пишете.

    - Но мне так очень трудно писать...

    - Да ведь я буду молчать. Возьму газету и буду читать. Изредка взгляну только как это так сочиняют?

    - Едва ли я сочиню что-либо хорошее, если так, - слабо усмехнулся я.

    и молчать. Забудьте обо мне. Не думайте обо мне!

    - Ну ладно, - со вздохом согласился я. - Вот вам газета.

    Я уселся за письменный стол, взял перо и постарался сосредоточиться.

    Плинтусов с любопытством смотрел на меня. Я посмотрел на него с тоской.

    - Ну, как? - сочувственно спросил он. - Идет дело на лад?

    - Пока нет, - бледно улыбнулся я.

    - Да вы не смущайтесь. Думайте, сколько хотите!

    "Это была женщина, которая часто испытывала свою силу на других, которые окружали ее, наполняли ее скромную квартирку, которая привлекала их"...

    - Пишите, пишите! Не обращайте на меня внимания. У вас сейчас было прекурьезное лицо...

    "... Которая привлекала не блеском своим и пышностью, тою пышностью, которая"...

    - Простите, что перебью вас, - Вы, все равно, не пишете сейчас, а думаете, - какое сегодня число?

    - Газета у вас, значит вчерашняя.

    "... Пышностью, которая так заманчива для некоторых, а милым радушием хозяйки, которая"...

    - Тема-то у вас есть? - заботливо спросил Плинтусов.

    - Есть!

    - Что?!

    - Дожди зарядили.

    "Которая"...

    "В одной крестьянской избе в отсутствие родителей лежал младенец. Туда же забрели свиньи, опрокинули колыбельку и сожрали младенца. Остались только руки и ноги". Вот это тема! Этого не выдумаешь. Это сама жизнь!

    - Ого! Вчера, оказывается, хоронили Парамонова. Были?

    - Что? Не был.

    Молчание продолжалось с минуту.

    - Можно вам что-то сказать?

    - Меня удивляет, что вы больше думаете, чем пишете. Я думал, это делается скорее. Извините, что перебил... Думайте, думайте. Больше не помешаю.

    - Творчество очень интимная вещь, - горестно возразил я.

    - Да, да. Я сейчас смотрел на вас и думал: неужели у всякого человека такое страдальческое лицо, когда он занимается творчеством? Вот и сейчас... Глаза темные, темные...

    - Ффу! - прошипел я. - Готово.

    - Да. Уже написал. Видите - даже подпись.

    - Здорово! А теперь вы что с этим делаете?

    - Положу в конверт, напишу адрес и отправлю по этому адресу.

    - Знаете что, давайте, я опущу в ящик. Я все равно сейчас ухожу.

    - Нет уж - это мне будет вдвойне приятно. Я присутствовал при самом начале, хочу довести это и до конца. Неужели вы мне не доверяете? Я сейчас же опущу. Пишите адрес!..

    Он с любезной настойчивостью подсунул мне конверт, наклеил марку и, забравши письмо, ушел.

    -----

    Надеюсь, теперь, дорогой редактор, вы перестанете удивляться вчерашнему моему произведению...

    И, надеюсь также, что у вас в достаточной мере хватило вкуса, чтобы не пускать его в печать. Потому что рассказ "Почему она разлюбила..." хотя и отличается краткостью и сжатостью, но по-моему недостаточно выношен.