• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Рождество в Петербурге

    РОЖДЕСТВО В ПЕТЕРБУРГЕ

    Бедным малюткам-витмеровцам посвящаю...

    Нет ничего лучше и радостнее тех минут, когда учеников распускают на рождественские каникулы.

    Веселые, как котята, розовощекие, быстроглазые, с ручонками, измазанными чуть не до локтей чернилами и мелом, с радостным предвкушением грядущей радости и вереницы удовольствий - они напоминают стаю быстрых воробьев, которых кто-то спугнул с одного места, и они, беззаботно шелестя крыльями, перепархивают на другое место.

    Дети - это наш праздник!

    -----

    Господин в мундире положил локти на стол и проницательно взглянул на стоящего перед ним Колю Четыркина.

    Два рослых усача, стоявших по бокам Коли, тоже взглянули на Колю, нагнувшись к нему и поощрительно подмигивая:

    - Отвечайте, господин.

    Господин выставил голову с блестящими глазенками из-за края стола и смущенно посмотрел на другого господина, сидящего за столом.

    - Я польше не пуду, - прошептал он.

    - Ага! Больше не будете... Это хорошо, молодой человек. Чего же вы больше не будете?

    - Ничего...

    - Нет, как же так - ничего! Выходит так: что вы делали что-то такое, чего вы уже впредь не будете делать. Что же вы делали?

    - Над... сона читали.

    - Огарки?

    - Чего?

    - Я говорю: огарки?! Вы! - огарки?!

    - Нет, лампы.

    - Чего, лампы?

    - При лампах. А если днем, так без лампов. Читали... Мы больше никогда не будем.

    Господин, сидевший за столом, взял книгу и стал ее перелистывать.

    "Стихотворения С. Я. Надсона с портретом факсимиле"... Это что такое "факсимиле"? А?

    - Я не знаю. Издание.

    - Какое издание?! Почему?

    - Не знаю.

    - Тут написано "собственность литературного фонда". Книга ваша?

    - Н... наша.

    - Значит, в фонде состоите?

    - Больше никогда не будем... Это Голубков 3-й на меня свалил.

    - Голубков третий будет допрошен особо. Значит, вы занимались революцией и порнографией?

    - Нет... я не знаю. Мы Надсона больше в красненьком таком переплете... С гвоздичкой.

    - С гвоздичкой? Недурно!! А революцией зачем занимались?

    - Это не мы.

    - Как не вы! А Надсона-то, небось, читали? (Он перелистывает книгу). Вот:

    Мне душен этот мир разврата
    С его блестящей мишурой!
    Здесь брат рыдающего брата
    Готов убить своей рукой.

    - Это как по-вашему называется - не революция? Не призыв к ниспровержению? Или это:

    С каждым шагом вперед
    все черней и грозней
    Рать суровых врагов надвигается,
    С каждым шагом все меньше

    Все мучительней сердце сжимается...

    - Ведь это что же? "Вы жертвою пали в борьбе роковой"? Что за цинизм?

    - Польше не путу.

    - Знаем мы, как вы не будете... А это:

    Я молился сегодня о ней,
    Утро тихим покоем дыш...

    - Ну, это, впрочем, не то. А это:

    С тех пор, как я прозрел,
    разбуженный грозою,
    С тех пор, как детских грез
    проникнул я обман...

    - Это разве можно?

    - Действительно... - вздохнули с огорчением два бравых усача...

    - Вон видите - даже им неловко. Однако, вы, кроме этих митинговых стихов, занимались еще порнографией. Правда это?

    - Я... ее... учил. Старался...

    - Что учили?

    - Географию.

    - Я вас не про географию спрашиваю. Порнографией занимались, говорят.

    - Мы... немножко.

    - Что же вы делали?

    - Надсона читали.

    Он снова нервно схватил книгу со стола и перелистал ее.

    - Действительно... Стишки тут. Прямо как будто специально для лиги свободной любви... Вот эта штука, к примеру:

    О любви твоей, друг мой, я часто мечтал -
    И от грез этих сердце так радостно билось.
    Но едва я приветливый взор твой встречал,
    И тревожно, и смутно и груди становилось...

    Как это вам покажется?

    Бравые усачи вспыхнули до корней волос и застенчиво отвернулись.

    - Видите, даже они покраснели. А это:

    Постой, говорил он, моя дорогая,
    Постой, не целуй, не ласкай...
    Измучился ум мой, в потемках блуждая...

    "В потемках"?! Очень мило, нечего сказать. Вот что вы читаете! А это! Мне сорок пять лет, а я краснею:

    Здравствуй, ночь, молодая вакханка! Взгляни:

    Мир заждался объятий твоих.

    Усачи покраснели и потупились.

    - Однако!

    - Женатые мы, вашбродь, а все стыдно.

    - Стыдно? А вот ему не стыдно. Вы знаете, что такое вакханка?

    Коля промолчал. Он был уверен, что вакханка - ошибка. Что правильнее было бы что-нибудь вроде лоханки, что такого слова "вакханка" совсем и нет. Но боялся это сказать. Молчал.

    - Молчите? А "обуреваем знойной страстью" - это знаете, что такое?

    - Кого?

    - Невесту.

    - Какая пошлость, - болезненно поморщились усачи. - Сейчас рождественский пост, а мы слушаем.

    - Уведите его. 

    II

    Что может быть лучше и радостнее Рождества? Что может быть ближе молодому любопытному сердечку, которое бьется восторженно и задорно-весело при виде зажженной елки, сверкающей тысячью огней, и игрушек, соблазнительно разложенных на столе в углу... Вот рыжий лохматый медведь; вот каска и сабля; вот заманчивая обложка "Приключений капитана Гаттераса". Вот...

    -----

    - Господин надзиратель! В камере номер семь арестант буйствует.

    - Как буйствует? Пьян, что ли?

    - Никак нет. К маме просится. Я, говорит, к маме хочу.

    - Эх, Господи! Чистое с ними наказание! Скажите ему, что свидание по пятницам; пусть подождет.

    - Я говорил. А воны орут: к маме. Буйствуют.

    - Как же он там буйствует?

    - Плачет. Хлеб по камере разбросал, в воду наплевал.

    - Гм... скверно. Дай ему лист бумаги и карандаш.

    - Для прошения, котора бумага?

    - Все равно. Пусть нарисует что-нибудь. Авось успокоится. Скажи - надзиратель просили дом с садиком нарисовать... И чтобы из трубы дым шел.

    - Слушаю-с...

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    - Господин надзиратель! Из шашнадцатого номера арестант буйствует.

    - О, Господи! Чего там еще? Что ему надо?

    - Боится.

    - Чего еще?

    - Скажи ему, что никакого домового нет.

    - Та я им говорил, а оны кричат: "домовой сидыть и пальцами сестрицу Аленушку ухватили за волосья".

    - Эй, эй, ты, Корнеенко! Ты опять, каналья, я вижу, арестанту сказки рассказывал? Опять напугал арестанта так, что он спать не может.

    - Та я, вашбродь, им только про бабу-ягу и казав. А шо касательно домового, так то им из пьятнадцатого номера товарищ выстукали.

    - Сколько раз я говорил, чтобы не перестукивались!! Ты еще чего хочешь? Тебе чего надо?

    - Примочки нет ли, ваше благородие? Для девьятаго номера.

    - Что с ним? Болен?

    - Губу расшибли, прыгамши. Я им говорю: не нужно, паныч, через стул прыгать. У тюрьме не полагается. А оны прыгнули и расшиблись.

    - Скажи ему, что я его на хлеб и на воду за это посажу!

    - Оны уже посажены! За то, что на стене што-с написалы.

    - "Что-с написали". Что он написал?

    - Який-с стих:

    Ходыть по коридору часовой.
    С очень рыжей головой,
    С огромадными усами -
    Поглядыть его вы сами.

    - Какие глупости. Что за мальчишество!

    - Именно, что мальчишество, вашбродь. Двенадцатый год, а совсем, как дитё, ведут себя.

    - А ты чего? Что это у тебя в руках?

    - Петухи яки-с.

    - Что за петухи?

    "кланяйся, передай петухов в подарок, с бумаги сробленных - и скажи господину надзирателю от арестанта собственная работа Николая Четыркина".

    - Куда они мне?.. Положи их там в угол. Вот что... Снеси-ка ему эти какрамельки... Пять штучек. Да чего ты все с барбарисом берешь?

    - Они кисленькие любят.

    - А ты откуда знаешь?

    - Говорили... Как о елке ихней рассказывали, то говорили.

    - А ты опять с арестантами в разговоры вступаешь? Ты разве не знаешь - уставом это запрещено.

    - Да оны, ваше благородие, такие чудные... Я к ним в камеру захожу за чаем, а они мне: "здравствуйте" - да и поцалували. Прямо, что с ними делать - ума непостижимо.

    - Я тебе дам "ума непостижимо". Какая тут будет, к черту, дисциплина, когда конвойная команда с арестантами целуется. Кто там еще?

    - Елку привезли.

    - Ну, тащите ее в пустую камеру в двадцать девятый.

    - Нельзя, не влезет. Потолки низкие.

    - "Потолки, потолки". Что ж мне, черти, из-за вас елку резать? И так разрываться надо!

    --... Для девятого номера примочку пожалуйте и для одиннадцатого пластырь.

    - С ума они там посходили! Опять расшиблись? Шалят?!

    - Да они не шалят. А только в халатах им неспособно ходить. Сами посудите - халаты-то у нас - во, а они - во.

    - Так я же говорил: перешейте халаты! Отошлите их в швальню.

    - Эконом говорит - нельзя. Этак, говорит, мы перешьем, а потом их выпустят - куда халаты девать? И матерьял и работа к черту пропадут.

    - Э, заболтался я с вами! Поверка была?

    - Сейчас делают. Кончают...

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    - Ваше благородие! Беда!! Арестант сбежал!

    - Как сбежал?! Ах, черти вы анафемские!! Хорошее Рождество мне устраиваете! Какой арестант?!

    - В камере нет?

    - Нет. И в коридоре нет, и на дворе.

    - Эх, вы! Растяпы. Самый важный был, а вы упустили. Гайда в камеру!

    Камера Коли Четыркина была пуста.

    Осмотрели окно - оно было цело. Осмотрели стены - ни одного кирпича не было вынуто.

    Арестант - как сквозь землю провалился.

    Когда стали перетряхивать койку - оттуда что-то вывалилось.

    - Что это упало?

    - Эх, вы! Да это он же... арестант! Заснул на койке да и завалился за край.

    - Как же вы его не заметили?

    - Заметь-ка его сразу, коли в ем не больше аршина длины.

    - Чудасия!

    - Прямо-таки рождественска история...

    Примечания

    Бедным малюткам-витмеровцам посвящаю... - В 1912-1917 гг. в Петербурге существовала межученическая организация - витмеровцы; некоторые называли ее революционным союзом. Однако у этой организации не было ни четкой программы, ни определенной цели. Единственное требование витмеровцев: чтобы к ним относились как к полноправным членам общества. Происхождение названия связано с тем, что в декабре 1912 г. в частной женской гимназии Витмер состоялась конференция учащихся средних учебных заведений Петербурга. Участников этой конференции, арестованных во время налета полиции (по доносу провокатора), впоследствии и назвали витмеровцами.

    Над... сона читали. -- Семен Яковлевич Надсон (1862-1887) - поэт и критик; его стихи, проникнутые гражданской скорбью и осуждающие серую действительность, призывавшие к борьбе за светлое будущее, пользовались огромной популярностью. Его книга "Стихотворения" (1885) получила Пушкинскую премию и выдержала десятки изданий до революции. Чехов называл его лучшим поэтом 1880-х годов. В рассказе приводится много фрагментов из стихотворений Надсона.

    ... Огарки? - В 1906 г. писатель Скиталец (наст. имя Степан Гаврилович Петров, 1868-1941) выпустил повесть "Огарки. Типы русской богемы", где опоэтизировал анархию, стихийный бунт люмпен-пролетариев. Повесть высоко оценил А. Блок. Однако большинство критиков отнеслись к ней враждебно. Популярность ее была велика. Распространились слухи о собраниях молодых людей, которые при свете свечей устраивали оргии. Дошло до того, что даже П. Столыпин дал указание расследовать случаи разгула и оргий учащихся, которые вместо игры в революцию перешли к распутству, пьянству и разврату. Слово "огарок", означавшее в повести "бедняга", приобрело значение "распутник".

    Это что такое "факсимиле"? -

    ..."собственность литературного фонда". - В 1859 г. в Петербурге было основано Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым. К 1910 г. число членов равнялось 400, а общая сумма капиталов достигла 700 тыс. рублей. Кроме того, Фонду принадлежала недвижимая собственность на 150 тыс. руб. и права собственности на произведения некоторых авторов. Все издатели были обязаны перечислять Фонду некоторый процент доходов от издания литературных и научных книг. Благодаря этому Фонд имел возможность на свои средства осуществлять издания произведений многих авторов и пополнять тем самым свой капитал. В частности, в данном случае имеется в виду книга Стихотворения С. Я. Надсона. С портр., факсимиле и биографическим очерком. Изд. 18-е. Спб., 1900.

    Мне душен мир разврата... "О, если там..." (1878).

    С каждым шагом вперед... - цитируется не вполне точно первая строфа стихотворения Надсона "С каждым шагом вокруг все черней и черней..." (1881).

    "Вы жертвою пали в борьбе роковой"... - Первая фраза революционной песни рабочих, написанной неизвестным автором середины 1870-х годов. Существует несколько вариантов.

    -- цитируется начало стихотворения Надсона 1883 г.

    ... как будто специально для лиги свободной любви... -- В первое десятилетие XX в., в России в среде интеллигенции распространилась проповедь свободной любви, снятия всяческих табу с половых отношений, создавались и общества, где проповедовались свободные взгляды на отношения между полами.

    О любви твоей, друг мой, я часто мечтал... -

    Постой, говорил он, моя дорогая... - Начало стихотворения Надсона 1880 г.

    ... что такое вакханки? -- Вакханка

    ... заманчивая обложка "Приключений капитана Гатерраса" -- популярный роман "Путешествия и приключения капитана Гаттераса" французского писателя Жюль Верна (1825-1905). Написан в 1886 г.