• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Кустарная работа

    Кустарная работа

    На глухой улице южного городка стоял дом с садом, принадлежащей Ивану Авксентьевичу Чеботаренку.

    Мой приятель, столичный художник Здолбунов и я — мы гостили у тароватаго Чеботаренка весь май месяц и часть июня.

    Хорошо было. Цвела сирень, цвела акация, цвело все, на что только падали жаркие поцелуи солнца, и все мы ходили, как полупьяные.

    щедрой сирени, доносившейся из открытого, выходившего в сад, окна.

    Хорошо было. Я в этот момент никого не любил и, вообще, в это время никого не любил, но чувствовал, что скоро полюблю сильно, сокрушающе и что эта любовь будет счастливая, долгая. Запах сирени может многое рассказать, если в него, как следует, вникнуть.

    За окном раздался голос моего приятеля, художника:

    — Вот тут скамеечка есть. Тихо, безлюдно, и сирень безумствует кругом. Сядем, Марья Николаевна.

    Женский голос поправил:

    — Какая я вам Марья Николаевна?! Я Ольга Николаевна. Неужели вы еще не запомнили?

    — Я-то не запомнил?! Таковский я, чтобы не запомнить. Нет, я запомнил, но только вам больше идет имя — Маруся. Марья Николаевна.

    — Да уж вы сумеете вывернуться, знаю я вас.

    — Какие у вас холодные руки, Ольга Николаевна.

    — А вы откуда знаете?

    — Да я одну из них взял.

    — Зачем же вы это делаете? Оставьте; не надо.

    — Почему не надо? А, может быть, я хочу поцеловать вашу руку.

    — Это совсем лишнее.

    — Нет, не лишнее. У вас красивые руки, Марья Ник… Ольга! Ольга Николаевна!!

    — Ну, уж нашли тоже красоту. Вероятно, всем женщинам говорите одно и то же.

    — Если бы все женщины были похожи на вас, я бы говорил им то же самое.

    — А что же, я разве не такая женщина, как другие?

    — Вы? Вы особенная. В вас есть что-то такое… что-то, знаете, такое…

    — Ой, руке больно. Не жмите.

    — Ну, ничего. Я ее поцелую, все и пройдет.

    — Знаете, почему я держу вашу левую руку, a не правую?

    — Почему?

    — Левая ближе к сердцу.

    — Так вы говорите — какая я?

    — Вы? Особенная какая-то.

    Пауза. Потом раздался притихший голосок Ольги Николаевны:

    — Странно. Это говорите не вы первый.

    — Ну, вот видите! Какие у вас красивые плечи.

    — Оставьте. Ну, так что же во мне особенного?

    — В вас есть какое-то обаяние. Меня влечет к вам. Ведь мы познакомились только нынче за обедом, a мне кажется, будто мы с вами знакомы давно-давно.

    — Какой вы странный.

    — Да… Меня все находят странным. Я не такой, как другие.

    — А какой же вы?

    — Какой? Да, знаете, долго говорить. Но только вы меня не должны бояться.

    — Почему у вас такая рука холодная?

    — Сердце горячее.

    — Виктор Михайлович!

    — Ну?

    — О чем вы так глубоко задумались?

    — Что? Эх!.. Не стоит говорить. Нет. Нельзя. Не расспрашивайте.

    — Наверное, о какой-нибудь из ваших многочисленных симпатий?

    — О, Марья Николаевна… Как вы далеки от истины!

    — Ольга я Николаевна! Какая я вам Марья Николаевна?! С кем вы меня путаете?..

    — Это я нарочно назвал вас Марьей Николаевной, чтобы посмотреть: ревнивая ли вы?

    — Да уж вы сумеете вывернуться. Вас на это взять.

    — Так о чем же вы так задумались?

    — О чем? Вернее — о ком.

    — Ну, о ком?

    — Нет, зачем, Map… Ольга Николаевна! Лучше не говорить… Скажу только одно; ваше имя надолго запечатлеется в моем сердце, как что-то милое дорогое и сладко-печальное.

    — Ну, не надо быть таким… Ей Богу, вы странный. Так о ком же вы думали?

    — Сказать? А вы не раз сердитесь?

    — Нет. Почему же?

    — Вот если вы меня поцелуете, тогда скажу.

    — С какой же стати я вас буду целовать! Нельзя. Я замужем.

    — Серьезно?!

    — Конечно.

    — Ну, так что ж такое, что вы замужем?

    — Как что? Вот, ей Богу… Какой вы странный.

    — Жизнь меня сделала странным, милая Оля.

    — Не смейте меня так называть.

    — Хорошо, Оля. Не буду.

    — То-то. Так о ком же вы думали?

    — О вас.

    — Интересно знать, что-же вы обо мне думали?

    — Я думал: сколько вы счастья можете дать тому человеку, который вас полюбит.

    — Наверное, всем женщинам говорите то же самое.

    — Я?! Нет. Чего мне! Только вам и говорю.

    — Отчего вы такой печальный, Виктор Михайлович?

    — У меня жизнь печально сложилась, Оленька.

    — Бедный мой, бедный; ну, дайте, я вас по головке поглажу. Оставьте: Пустите! Не смейте меня целовать! Я кричать буду!

    Лежа у себя на кровати, я нервно насторожился, вот сейчас раздастся пронзительный крик.

    — Слушайте, если вы будете так себя вести — я уйду.

    — Ну, не надо уходить.

    — Да уж я знаю вас — вы умеете женщин уговаривать. Дайте слово, что больше этого не будет.

    — Чего?

    — Вот этих… поцелуев…

    — Дам слово… С одним условием, — чтобы завтра вы пришли ко мне. Я покажу вам свои рисунки. Вы любите искусство?

    — Страшно!

    — Ну, вот видите. Вы такая чуткая, понимающая и вдруг заброшены в эту глушь. Я понимаю, каково вам приходится. У вас красивая душа. Так придете?

    — Я приду с одним условием: дайте мне слово, что вы не позволите себе ничего лишнего.

    — Лишнего? Что вы, Оленька?!. За кого вы меня принимаете. Ничего лишнего. Будет самое необходимое.

    — Ну, пойдемте отсюда… А то ушли и пропали… — даже неприлично. Только послушайте… Виктор Михайлович… Вы, наверное, меня не уважаете. Только сегодня познакомились, a мы уже с вами… и целовались…

    — Ольга Николаевна! Разве можно говорить о каком-то там уважении, если налицо любовь! Разве можно заботиться о каком-то насморке, если у человека брюшной тиф?

    — Да уж я вас знаю… Вы умеете красиво говорит… Ну, идите вперед, a я с другой стороны выйду.

    Через полчаса Здолбунов, насвистывая что-то, зашел в мою комнату.

    — Ты тут? Что это ты делаешь в одиночестве?

    — Здолбунов! Я все слышал, о чем ты говорил с Ольгой Николаевной.

    Он засмеялся.

    — Стыдно подслушивать, дитя мое.

    — Знаешь, Здолбунов… я записал весь ваш разговор. Почти дословно. Не хочешь ли прочитать?

    — А ведь, ей Богу, недурно.

    — Это? Недурно?! Здолбунов! Ты, который читаешь рефераты по искусству, ты, который имеешь жену — чуткого, тонкого, умного человека, ты, который…

    — «О ты, Катилина»! Успокойся, милый. Запомни мудрые слова человека Здолбунова: на кита ходят с гарпуном, a на пескаря достаточно примитивнейшего крохотного стального крючка. Крючка кит даже не заметит; гарпуном пескарь будет раздавлен, как букашка. Все на свете разумно, и Марья Николаевна…

    — Ольга!!

    — Ну, Ольга. И Ольга Николаевна получит если и не мое уважение, то мою краткосрочную любовь.

    — Да уж вы, мужчины, умеете говорить. На это вас взять, — засмеялся я.

    А в окно врывался сладкий, ласковый запах сирени и все оправдывал, и все оправдывал, и все оправдывал.