• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Мотыльки на свечке

    Мотыльки на свечке

    Опыт руководства для начинающих миллионеров

    …Когда разговор перешел на театральные дела, Новакович, который всюду и везде хотел быть первым, хотел быть самым неожиданным, самым ошеломляющим, — этот Новакович заявил:

    — Что там ваши театральные дела!.. Что там ваши крахи!.. Вот я был свидетелем одного театрального дела и одного театрального краха… Дело продолжалось всего месяц и стоило три миллиона рублей!!! Вы все знаете, что я не люблю лгать, не люблю преувеличивать…

    — Я не знаю… — заявил какой-то добросовестный слушатель.

    — Пора бы знать, — сухо осадил его Новакович. — Знание облагораживает, а незнание приближает к животному…

    — Где это было? — спросил другой слушатель.

    — Это? Это было в городе Тиктакполе — если хотите, можете найти его на карте. Он там, наверное, есть.

    — Ну не тяните, рассказывайте.

    — То-то вот… «Рассказывайте»! Вам бы только все рассказывать да рассказывать.

    Очень развязный человек был Новакович.

    Рассказ Новаковича об актрисе Зеленой

    В уже известном вам городе Тиктакполе была молодая барышня по имени Зеленая.

    Ничем она особенным не отличалась, и Тиктакполь не обращал на нее никакого внимания.

    Однажды она получила из Сан-Франциско телеграмму: «Ваш родственник скончался, оставил вам по завещанию свыше трех миллионов рублей».

    С этого началось.

    Когда я ее впервые поздравил с богатством и спросил, что же она теперь будет делать, эта Зеленая мне ответила:

    — Буду актрисой!

    — Как актрисой? Почему актрисой? Откуда актрисой?!

    — Так. Хочу быть актрисой. Всю жизнь мечтала об этом.

    — Почему же вы раньше этого не сделали? Ведь для актерства деньги не нужны.

    — Вы думаете? Я пробовала несколько раз поступить на сцену, но меня не брали.

    — Почему?

    — Интриги.

    — Какие интриги? С чьей стороны? Ведь вас же еще никто не знал, чтобы интриговать против вас!! Кто интриговал?!

    — Не знаю кто, но интриговали. Иначе почему бы меня не приняли на сцену? Не правда ли?

    У нее было такое простодушное выражение лица, что я ничего не возразил. Промолчал…

    — Слушайте, — сказала она мне. — Вы — один из самых порядочных и опытных людей… Устройте мне театр. Денег, сколько понадобится, я дам.

    Я никогда ни в чем не могу отказать женщине. Такова моя жизнь.

    — Хорошо, — согласился я.

    — Театр мы построим новый, потому что существующие меня не удовлетворяют. Для моего таланта нужна оправа.

    По-моему, для ее таланта нужна была единственная оправа — вымазать ее дегтем, обвалять в перьях и выгнать из города.

    У нас в России не все свободы отняты у народа. Осталась еще одна свобода — произношения.

    Поэтому Зеленая, не отвечая ни перед Богом, ни перед людьми, свободно произносила:

    — Корокора.

    — Какая корокора? — спрашивали мы у нее.

    — Корокора. Которые звонят на корокорне.

    Человеку, который, пронюхав о ее богатстве, хотел предложить ей руку и сердце, она ответила:

    — Я не могу вас порюбить.

    — И не надо, — обрадовался он. — За что меня рубить? Со мной ласково нужно…

    — Не то. Я хочу быть актрисой!

    Так как в последней фразе не было ни одного «л», жених сразу понял ее и отплыл в другую гавань.

    Когда мы выстроили театр, я пригласил режиссера и стал набирать труппу.

    Режиссер сказал, что он хочет получить такое жалованье:

    — 4000 в месяц.

    — Опомнитесь! — завопил я. — Почему?

    — За позор, милый. Ведь я эту Зеленую знаю — она несколько раз приходила к нам в театр. Если уж мне теперь позориться, так знать за что!..

    То же самое заявили и первые персонажи.

    — Ну что ж, — говорили они, — по семи тысяч в месяц дадите — пойдем. Годик помучаемся, пострадаем, зато потом вздохнем свободно: уедем отсюда, купим на эти проклятые деньги где-нибудь в глуши домик и будем себе доживать век под чужой фамилией. Чтобы не так стыдно было…

    А простак десять тысяч взял.

    — Не забывайте, — говорит, — что я с самим Росси играл, с Поссартом! Каково мне теперь?!

    Дали.

    За пьесой обратились к известному, модному автору, произведения которого вызывали всеобщий заслуженный восторг.

    — Не дам, — сказал он, узнав, в чем дело.

    — Мы хорошо заплатим… Десять тысяч за право постановки…

    — Не могу… мое имя, мое авторское самолюбие…

    — Пятнадцать тысяч!!

    — Право, не могу, мое имя, мое авторское самолю…

    — Двадцать!!

    — Но мое имя, мое само…

    — Сорок тысяч!..

    — Но… само…

    — Пятьдесят!..

    — Само… собой разумеется, что я пьесу дам. Я уверен, что оригинальная трактовка госпожой Зеленой моей пьесы придаст ей своеобразный колорит.

    — Верно, — сказал я. — Колорит. Придаст. Зеленый колорит. Получайте чек.

    Знаменитый художник-декоратор принял меня на площадке лестницы.

    — А меня дома нет, — с сожалением сообщил он.

    — Десять тысяч, — сказал я.

    — Десять? Зайдите в переднюю.

    — Собственно даже не десять, а двадцать, — поправился я.

    — Что ж мы тут стоим… Пожалуйте в гостиную. Вы, кажется, сказали — тридцать тысяч? Простите, но я лишен возможности.

    — Я сказал — сорок тысяч!

    — Тогда я не лишен возможности. Пойдемте в мою святая святых — в мастерскую. Посмотрите кое-что новенькое…

    Задолго до спектакля во всех тиктакпольских газетах были заняты первые страницы объявлениями о нашем театре. На первый спектакль билеты были проданы все, на второй спектакль двадцать два билета, а на третий — один.

    Спектакль состоялся.

    публики.

    Три дня после премьеры газеты трепали нас, как компания меделянских щенков треплет дохлую крысу…

    На второй день было 22 человека, на третий — один.

    Отчасти это было хорошо, потому что и шуму было меньше.

    А на третий день единственный зритель, который сидел во втором ряду, вышел среди действия в проход между стульями, стал на колени и заплакал:

    — Позвольте мне уйти домой, — сказал он, простирая к капельдинерам руки. — Ей-богу, я приду завтра, досмотрю.

    Его отпустили на честное слово. Очевидно, это был отъявленный негодяй, потому что слова своего он не сдержал.

    Спектакль приостановили.

    Зеленая пригласила меня в свою блистающую роскошью уборную и, сверкая глазами, спросила:

    — Ну, что? Теперь вы убедились?

    — Что такое?

    — Интриги.

    — Гм!.. Да.

    — Во-первых, интриги, а во-вторых, вы не умеете привлечь публику. Реклама плохая.

    — Реклама хорошая, — угрюмо возразил я.

    — Реклама плохая. Почему же тогда публика не ходит? Почему? Если бы была реклама хорошая, публика бы ходила… Послушайте! Ведь я же денег не жалею. Делайте что хотите, но чтобы публика была…

    — Слушаю-с.

    На другой день я сдал во все тиктакпольские газеты объявление:

    «Ищут приличных молодых людей и дам для вечерних занятий. Работа требует известного напряжения, терпения, но условия оплаты блестящие. За время от 8 часов вечера до 12 часов ночи каждое поступившее к нам на службу лицо получит пять рублей».

    На другой день сбор был почти полный.

    Я пригласил тогда режиссера для всей этой неорганизованной банды и нанял студию для обучения «зрительскому» искусству.

    Некоторые сделали блестящие успехи и выдвинулись на первые места. Им жалованья прибавили.

    Но костюмерная часть страдала — пришлось устроить мастерскую дамского и мужского платья. Теперь театр выглядел нарядно, красиво, всегда был переполнен и жизнь наша потекла спокойно и приятно, если не считать двух больших забастовок зрителей с предъявлением ими требований: вежливого обращения со стороны капельдинеров, отмены биноклей и перемены пьесы на другую, новую. Тяжелые условия труда были до известной степени смягчены, и зрители успокоились.

    Но однажды Зеленая пригласила меня к себе в уборную и спросила с неудовольствием:

    — Кажется, и сборы теперь хорошие, и успех налицо, почему же газеты о нас молчат?

    — Я не знаю почему, — осторожно заметил я.

    — Вы не знаете?! Да! Недаром говорят, что театральный и газетный мир — это зловонное гнездо интриг. Послушайте, Новакович… Нам нужна газета!

    — Но…

    — Нам нужна газета и, кроме того, еще журнал. Будем выпускать в красках, помещать все постановки, костюмы. Ступайте, устраивайте.

    Первые номера, когда «вышли в свет», то тут же и легли камнем, как полусырой блин в желудке катарального.

    Зеленая позвала меня в свою роскошную уборную и спросила:

    — Что же это я нигде и ни у кого не вижу нашей газеты? Почему ее не читают? Ведь ко мне в театральном отделе отнеслись очень мило. Единственная добросовестная газета, и она никому не известна.

    — Слушаю-с, — сказал я и, поцеловав у нее ручку, ушел.

    понял, что кампания проиграна… На текущем счету у нас оставалось около 50 тысяч рублей, а зрителям за последние полмесяца еще не было заплачено. Да давильщики, обязанность которых была устраивать давку около кассы, только вчера потребовали улучшения своего положения, устройства эмеритурной кассы и пенсионного фонда.

    А сзади стояла еще целая голодная, жаждущая армия: гастролеры-истерички для истеричных мест в пьесе, встречальщики у актерского подъезда, «рикши», выпрягавшие лошадей и доставлявшие Зеленую домой после спектакля…

    Я пришел к Зеленой, сложил на груди руки и сказал:

    — Кончено.

    — Что?!

    — Денег больше нет.

    Через минуту я уже бежал по городу, изрыгая проклятия и хватая сам себя за голову…

    — Почему? — спросил Новаковича один из слушателей.

    — Почему? — прищурился он. — Потому что она мне ответила: «— Пусть нет денег, но зато есть успех! Мои полные сборы меня поддержат!!»

    — Бедная Зеленая! — вздохнул кто-то.

    — Да, — подтвердил другой задумчиво. — Бедная… А ведь была богатая…

    Разделы сайта: