• Приглашаем посетить наш сайт
    Маяковский (mayakovskiy.lit-info.ru)
  • Что им нужно

    Что им нужно

    I

    Надгробный памятник напоминает мне пресс-папье на столе делового человека. Такое пресс-папье служит для удерживания бумаг на одном месте. Мне кажется, что и первоначальная идея надгробного памятника заключалась в том, чтобы хорошенько придавить сверху беззащитного покойника и тем лишить его возможности выползать иногда из могилы, беспокоя близких друзей своими необоснованными визитами.

    Поэтому, вероятно, постановка над трупом предохранительного пресс-папье — всегда дело рук близких друзей.

    Я противник надгробных памятников, но если один из них когда-нибудь по настоянию моих друзей придавит меня — я не хотел бы, чтобы на нем красовались какие-либо пышные надписи, вроде: «Он умер, но он живет в сердцах», «Хватит ли океана слез, чтобы оплакать тебя?», «Бодрствуй там!», «Жил героем, умер мучеником»…

    Пусть на моем памятнике высекут четыре слова:

    «Здесь лежит деликатный человек».

    * * *

    Злое чувство к той женщине, которую я любил, зародилось во мне таким образом: мы сидели с ней в гостиной, она рисовала карандашом в альбоме домик, в трубу которого кто-то, вероятно, с целью откупорить это странное здание, ввинтил штопор. На мой рассеянный вопрос о цели штопора художница ответила «дым» и немедленно пририсовала к домику поставленную на земле гребенку зубьями вверх.

    Я сидел и думал: завтра нужно идти в театр, а моя горничная едва ли догадалась отдать в стирку белый жилет.

    — О чем вы думаете? — спросила, глядя вдаль загадочным взором, хозяйка.

    — Я? Так, знаете… Взгрустнулось что-то.

    — Да… Я в последнее время замечаю, что вам как-то не по себе.

    Это было верно. Третьего дня меня весь вечер терзало сомнение — запер ли я на ключ входную дверь моей квартиры, а вчера я получил письмо от отца с кратким уведомлением, что «такие ослы, как я, не могут рассчитывать на получение от него денежных сумм».

    — Что же с вами такое?

    — Так, знаете… Есть вещи, в которых не признаешься и близкому другу.

    — Вы, может быть, влюблены?

    — Ох, не будем об этом говорить…

    — Да? По глазам вижу, угадала. А она… Отвечает она вам тем же?

    — Не знаю… — рассеянно вздохнул я.

    — Отчего же вы ее не спросите?

    — Кого?

    — Да эту женщину.

    — Какую?

    — В которую вы влюблены.

    — Почему не спрошу?

    — Да.

    — Неловко…

    — может он считаться свежим или нет?

    Сзади шею мою обвили две ласковые теплые руки, и дрожащий голос хозяйки прошептал:

    — Если ты, дурачок, не решаешься ее спросить, она тебе сама скажет: «Люблю!»

    Первым моим побуждением было — подавить крик удивления и испуга… Я встал с кресла, обнял талию хозяйки и вежливо вскричал:

    — Милая! Какое счастье!.. Наконец-то…

    «Ничего, — подумал я, — теперь не люблю — после полюблю. Как говорится, стерпится-слюбится. Она, в сущности, хорошенькая».

    Со своей стороны она тоже взяла мою голову и крепко прижала к своей груди, на которой красовалась брош выложенное рубинами ее имя «Наташа». Рубины впились в мою щеку и выдавили на ней странное слово «ашатан».

    «Ну, — подумал я, — кончено! На мне оттиснут даже ее торговый знак, ее фабричная марка. Я принадлежу ей — это ясно».

    II

    — А сегодня ко мне заезжал офицер Каракалов, мой старый знакомый.

    — Ну, — сказал я. — Симпатичный?

    — Очень.

    — Да… Между офицерами иногда встречаются чрезвычайно симпатичные люди.

    Мы помолчали.

    — Он, кажется, до сих пор влюблен в меня.

    — Да? Ну а ты что же?

    — Я к нему раньше тоже была неравнодушна. Он такой жгучий брюнет.

    — Вот как, — рассеянно сказал я. — Иногда, действительно, эти брюнеты бывают… очень хорошие. Ты скоро начнешь одеваться? Через час уже начало концерта.

    Она заплакала.

    — Что ты? Милая! Что с тобой?..

    — Ты меня не любишь… Другой бы уж давно приревновал, сцену устроил, а ты, как колода, все выслушал… Сидишь, мямлишь… Нет, ты меня… не любишь!

    — Честное слово, люблю! — сконфуженно возразил я. — Чего там, в самом деле. Право же, люблю.

    — Человек… который… любит… Он слышать равнодушно не может… если его любовница… обратила внимание на другого мужчину…

    — Милая! Да мне тяжело и было. Ей-Богу… Я только молчал… А на самом деле мне было чрезвычайно тяжело.

    Раздеваясь у вешалки, я обратил внимание на легкий поклон, сделанный Наташей какому-то рыжеусому толстяку.

    — Кто это? — спросил я.

    — Это наш домовладелец, Я у него снимаю квартиру.

    — Сударыня, — угрюмо сказал я. — Чтобы этого больше не было!

    Она удивилась.

    — Чего-о?

    — Чего? У, подлая тварь! Я видел, как ты на него посмотрела… Это, наверное, твой любовник!

    — Да нет же! Дорогой мой… Я этого толстяка едва знаю. Мы с ним раза два всего и беседовали по поводу ремонта.

    — Ремонта? У-у змея? Ремонта? Я бы тебя задушил своими руками. Мне говоришь, что любишь только меня, а в то же время…

    Ее глаза засияли восторгом, и лицо просветлело.

    — Милый мой, сокровище! Ты меня ревнуешь? Значит, любишь?..

    — Я вас теперь ненавижу. А этому субъекту, если я его встречу, я дам такую пощечину, что он узнает, где раки зимуют. Я вам покажу себя.

    Не успели мы сесть, как я стал выказывать все признаки беспокойства: вертел головой, ерзал на месте и злобно шипел.

    — Что с тобой, дружочек?

    — Я этого не допущу-с! Вот тот молодец в смокинге очень внимательно на тебя посматривает.

    — Ну, Бог с ним! Какое нам до него дело…

    — Да-с? «Бог с ним?» Усыпить мою бдительность хотите? Успокоить дурака, а потом за его спиной надувать его. Благодарю вас. Я не желаю носить этих украшений, которые…

    — Но уверяю тебя, милый, что я даже не знаю, о ком ты говоришь.

    — Не знает? А сама уже, наверное, ему записочку приготовила.

    — Какую записочку, что ты, мое солнце! На, посмотри, у меня руки пустые…

    — Ты ее в чулок спрятала!

    — Да когда бы я ее написала?

    — Когда с тебя снимали ротонду. Тебе это даром не пройдет!

    — Милый! Милый!

    И опять лицо ее сияло гордостью и восторгом.

    III

    …Мы гуляли по парку. Наташа бросила на меня косой взгляд и сказала с деланным равнодушием:

    — А я сегодня утром по Набережной каталась.

    — Одна?

    — Не одна.

    — А с кем?

    — Да зачем тебе это?

    — Отвечай! — скучающим голосом крикнул я. — Я хочу это знать!

    — Не скажу, — засмеялась Наташа. — Ты разозлишься.

    — Ах, так? — вскричал я, скрежеща зубами. — У-у, гадина! Так я знаю: ты каталась с новым любовником.

    Скрытая усмешка промелькнула в Наташиных глазах.

    — Ну уж, ты скажешь тоже — любовник. Если мы с ним, с этим художником, несколько раз поцеловались…

    — А-а! — взревел я раскатами громогласного вопля, будя свое равнодушие и врожденную кротость. — Ты осмелилась? Негодная! Хорошо же!.. Если я еще раз увижу тебя не одну я знаю, что сделаю!

    — А что, что, что? — дрожа от лихорадочного любопытства, крикнула Наташа.

    — Я сейчас же повернусь и уйду от тебя. Больше ты меня не увидишь..

    Наташа опустилась на скамью и заплакала.

    — Голубка моя! Наташа?.. Что с тобой? Почему?

    — Ты… меня… не любишь, — заливаясь слезами, прошептала Наташа. — Другой за такую ужасную вещь избил бы меня, поколотил, а ты покричал, покричал, да и успокоился…

    — Дорогая моя! Как же так можно бить женщину?

    — Можно! Можно! Можно! Есть случаи, когда любящий человек себя не помнит.

    Я пожалел, что в этот момент не было такого случая, который лишил бы меня памяти и рассудка…

    — Конечно, — колеблясь, возразил я, — бывают и у меня такие случаи, когда я себя не помню, но дело в том, что теперь я сразу догадался…

    — О чем? — улыбаясь сквозь слезы, спросила она.

    — Что история с художником выдумана тобой, что ты просто хочешь меня подразнить.

    — Нет, не выдумана. Вот каталась с ним — и каталась. Целовались — и целовались!

    — А-а, — бешено вскричал я, хватая ее за руку с таким расчетом, чтобы не сделать синяка. — Это правда?! Так вот же тебе!

    Лежа на боку, она смотрела на меня взглядом, в котором сквозь слезы светилась затаенная радость.

    — Ты… меня… бьешь?

    — Молчи, жалкая распутница! Или я задушу тебя!!

    Я опустился около нее на колени и, обняв ее шею пальцами, слегка сжал их.

    «Надо бы ударить ее, — подумал я, — но в какое место?»

    Вся она казалась такой нежной, хрупкой, что даже легкий удар мог причинить ей серьезный ущерб.

    — Вот тебе! Вот, змея подколодная! Один удар пришелся ей по руке, другой по траве…

    Наташа сидела на земле и плакала радостными слезами.

    — Ты меня… серьезно… поколотил?

    — Конечно, серьезно. Я чуть не убил тебя.

    — Ты ничего не будешь иметь против, если ко мне сегодня вечером приедет Каракалов?

    Я ленивым движением схватил ее за руку, бросил на землю и с искусством опытного оператора ударил два раза по спине и раз по щеке.

    — Чуть не убил тебя. Ну, вставай. Пойдем домой — делается сыро.

    * * *

    Мы возвращаемся из театра или с прогулки; я, не успев раздеться, бросаю Наташу на ковер, душу ее подушкой или колочу из всей силы по спине с таким расчетом, чтобы не переломать ей позвонков. Она кричит, молит о пощаде, клянется, что она не виновата, и на этот шум сбегаются соседи.

    — С ума вы сошли, — говорят они в ужасе. — Вы не интеллигентный человек, а бешеный зверь.

    * * *

    Так и будет стоять на памятнике:

    «Здесь лежит деликатный человек».