• Приглашаем посетить наш сайт
    Кулинария (cook-lib.ru)
  • То, что может случиться с каждым

    То, что может случиться с каждым

    Иногда актер, опоздавши на спектакль, летит в театр, суля извозчику облагодетельствовать его на всю жизнь. Иногда человек выйдет из вечного своего состояния меланхолии и апатии, — доберется кое-как до театра, летит сломя голову по лестнице, сбивает с ног пожарного, перепрыгивает через плотника и за семь минут до третьего звонка начинает лихорадочно одеваться.

    Долголетняя тренировка удерживает его от крупных промахов и упущений при таком головокружительном одеванье; но когда он напяливает на голову светлый или темный парик, на затылке остается тоненькая предательская полоска волос, представляющих полную собственность обладателя головы… Обыкновенно цвет этой полоски прямо противоположен цвету парика, а несчастный актер и не замечает всего ужаса своего положения.

    — Пустяки! — возразит большинство актеров.

    Пустяки?.. Театр — паутина, сотканная из неисчислимого количества мелких деталей, и если упустить даже такую деталь, как полоска волос шириною в полпальца, вот что может произойти…

    * * *

    Шел «Ревизор».

    Актер, которому надлежало играть Хлестакова, проделал все то, что перечислялось в начале статьи: опоздал на спектакль, в театр летел, суля извозчику обеспечить его старость, сбил с ног пожарного, перепрыгнул через плотника, оделся в семь минут и напялил парик — именно вышеуказанным способом… И товарищи осматривали его перед выходом и хвалили его грим, и никто не заметил затылка…

    В четырнадцатом ряду сидел приказчик галантерейного магазина и рядом с ним — дама его сердца, ради которой он пожертвовал бы с радостью не только жизнью, но и новым сиреневым галстуком, кокетливо украшавшим приказчичью грудь.

    Хлестаков вошел элегантный, красивый, вручил Осипу цилиндр и тросточку и затем стал насвистывать — сначала «Не шей, ты, мне, матушка», а потом — ни то ни се… Все было, как следует.

    Обладатель сиреневого галстука нагнулся к своей даме и сказал:

    — Простой обман зрения. Они, то есть господин Хлестаков, — в парике! На затылке каемочка из собственного волосу!

    Старый геморроидальный чиновник обернулся и сердито прошипел:

    — Прошу не разговаривать! Только слушать мешаете…

    Приказчик хотел было пропустить эти слова мимо ушей, но его дама фыркнула, и истерзанное сердце приказчика сжалось… Ему показалось, что его избранница смеется над ним.

    Чтобы рассеять создавшееся неприятное положение, приказчик наклонился к чиновнику и обиженно сказал:

    — А вы кто тут такое, что командоваете?

    Чиновник молча презрительно пожал плечами, и приказчику это показалось еще обиднее.

    — Тоже, командир выискался! «Прошу не разговаривать»… Тоже, подумаешь… Крыса ободранная!

    Девица захохотала.

    — Если вы не замолчите, я попрошу капельдинера вывести вас.

    — Ме-ня? Ах ты, кочерга!!

    В соседнем ряду обернулись и нервно зашикали:

    — Тссс!.. Чего вы разговариваете! А еще старая женщина!

    — разговариваю?! Да ты что — очумел, батюшка?

    — Прошу без возражений!

    — Господи! — простонал кто-то сзади. — Этой публике не в театре быть, а в балагане!!

    — Шшштос?! Сами вы балаганный плясун! Как вы смеете выражаться. Капельдинер!

    — Да это не он! Это вон тот, в сиреневом галстуке. Сидит с какой-то полудевицей и думает, что…

    — Это я-то полудевица? Да я тебя за такие слова…

    — Тише!

    — Тише! — заорал с галереи чей-то тяжелый бас. — Пррошу соблюдать тишину! Что за крррики?!!

    Поднялся невообразимый шум. Горячие споры возгорелись в разных углах театра. Всякий, дрожа от негодования, упрекал соседа в неумении держать себя, а сосед выражал пожелание, чтобы у обвинителя за такие слова отсох язык не позже завтрашнего дня.

    — Господа! Мне первый раз приходится играть перед дикарями, которые…

    — Что он сказал?! Вон его! Долой!

    — Давайте занавес!

    — Авторрра!!

    — Деньги обратно!!

    — Улю-лю!!..

    Тихо опустился занавес… У кассы толпилась публика и настойчиво требовала возврата денег за билеты…

    * * *

    Бледный, с трясущимися губами, режиссер подбежал к Хлестакову, который нервно шагал по сцене, и спросил его:

    — С чего это они взбесились?

    — А черт их знает! — растерянно развел руками Хлестаков. — пойду переодеваться…

    И одним движением руки он сдернул с головы парик… И тоненькая полоска собственных волос слилась с остальной головой, — она выглядела так невинно, будто во всем происшедшем была совершенно ни при чем…

    * * *

    Скромный автор будет вполне удовлетворен, если рассказанная им история произведет на актеров должное впечатление: если, прочтя ее, они перестанут опаздывать в театр, надевать парики задом наперед и вообще начнут вести добродетельную жизнь, неся высоко святое знамя искусства, то автор большего бы и не хотел…