• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Витязи

    Витязи

    Это было как раз на другой день после выхода из национального всероссийского клуба М. Суворина, А. Столыпина, А. Демьяновича и Ал. Ксюнина.

    За столом в одной из комнат клуба сидели оставшиеся члены и, попивая сбитень, мирно беседовали.

    — А и тошнехонько же тут, а и скучнехонько же, добрые молодцы, — заметил граф Стенбок.

    — Ой, ты гой еси, добрый молодец, — возразил барон Кригс. — Не тяни хоть ты нашу душеньку. Не пригоже тебе тако делати…

    Один рыжий националист вздохнул и сказал:

    — О, это, гой еси, по та пришина, что русский шеловек глюп! Немецки шеловек устроил бы бир-галле мит кегельбан, и было бы карашо.

    — Тощища, гой, еси. А что, добры молодцы, может, телеграмму приветственную Плевицкой спослать?

    — А по какому случаю? Вчера ведь посылали.

    — Да так послать. А то что ж так сидеть-то?

    — Не гоже говоришь ты, детинушка. Просто надо бы концерт какой-нибудь устроить.

    — Нужно говорить не концерт, а посиделки.

    — Добро! А ежели с танцами, то как!

    — С хороводом, значит, гой еси.

    — О, боже ж, как тошнехонько!

    — Здравствуйте, господа! Записался нынче я в ваш союз и в клуб. Принимаете?

    Барон Кригс встал, поклонился гостю в пояс и сказал, тряхнув пробором:

    — Исполать тебе, добрый молодец.

    — Чего-с?

    — Говорю: исполать.

    Гость удивился.

    — Из… чего?

    — Исполать, — неуверенно повторил барон Кригс.

    — Из каких полать?

    — Не из каких. Это слово такое есть… русское… Мы ж националисты.

    — Какой черт, русское, — пожал плечами гость. — Это слово греческое… Еще поют «Исполайте деспота!».

    — А не русское? Вот тебе раз.

    Барон снова поклонился гостю в пояс и сказал:

    — А и как же тебя, детинушка, по имени, по изотчеству? Как кликати, детинушка, себя повелишь?

    — Какие вы… странные. Меня зовут Семен Яковлевич!

    — А и женат ли ты? А и есть ли у тебя жена красна девица — душа, со теми ли со деточками-малодеточками?

    — Да, я женат. Гм!.. Что это у вас, господа, такое унылое настроение?

    Барон Шлиппенбах покачал головой и сказал:

    — А и запала нам в душу кручинушка. Та ли кручинушка, печалушка. Бегут из того ли союза нашего люди ратные и торговые и прочий народ, сочинительствующий, аще скоро ни одному не остатися. Эх, да что там говорить!.. А и могу ли я гостя дорогого посадити за скатерть самобранную и угостити того ли гостя сбитнем нашим русским.

    — А и угостите, — согласился гость.

    — А и не почествовати ли гостюшку нашего ковшиком браги пенной?

    — А и ловко придумано.

    — То ли какую марку гость испить повелит?

    — То ли брют-америкен.

    — Дело! Эй, кравчий! А и тащи же ты сюда вина фряжского, того ли брют-америкену.

    — Не велите казнить, велите слово молвить!

    — Не бойся, не казним! Жарь дальше.

    — То не заря в небе разгоралася, то не ратные полки на ворога нехрещенного двинулись! То я, барон Вурст, пью за то, чтобы матушка наша Россия была искони национальной и свято блюла те ли заветы старинные! А и крепка еще матушка наша Россия русским духом! А и подниму я свою ендову, выпью ее единым духом за нашу матушку и скажу то ли слово вещее: канун да ладан…

    — То ли дурак ты, братец. При чем тут канун да ладан?.. Раз немец, не суйся говорить. Нетто это к месту?

    — Милль пардон! Я что-то, кажется, действительно… А это, знаете, так красиво: канун да ладан! Ma foi!

    — Не вели казнить, вели слово молвить, который теперь час?

    — А и то ли восемь часов, да еще и с половинушкой.

    — Ах, господа! А я еще обещал быть во тереме барона Шуцмана на посиделках. Ужасно трудно соблюдать национальные обычаи.

    — И не говорите! — вскричал барон Вурст. — Вчера мы устроили русский обед и по обычаю тому ли русскому — пробовали лаптем щи хлебать. Ужасно неудобно. Капает на брюки, протекает, а капусту из носка лаптя приходится вилкой выковыривать.

    — О, русски народ — глюпи шеловек. Ми тоже позавчерась пробовал сделайт искони русски свичай-обичай: лева ногой сморкаться. Эта таки трудни номер.

    — Виноват, — возразил новоприбывший националист. — Вы немного напутали. Действительно, у русского народа есть такие выражения, но они имеют частицу отрицания «не». Говорят: «я тоже не левой ногой сморкаюсь», или: «мы не щи хлебаем».

    — А, черт возьми, действительно, верно! Какой удар!

    — Еще бы! Да вот вы, например, все время твердите, как попугай: гой еси, да гой еси! А вы знаете, что гой — это еврейское слово? Гой по-еврейски значит — христианин?

    — А и куда же ты, детинушка, собрался?

    — А и ну вас всех к черту. Думал я, что по-русски мы живем и разговариваем по-нашему, по-исконному, а тут тебе и по-греческому, и по-жидовскому, и щи лаптем хлебают, и левой ногой сморкаются… Исполать вам, гой еси, чтоб вы провалились.

    — Пойдем и мы, — сказали двое мрачных людей. Вздохнули, потоптались на месте и ушли.

    — И хорошо, что ушли, — воскликнул старшина. — Все равно не надежны были. Зато теперь остался самый настоящий националист, крепкий. Ребятушки, чем займемся?

    — Да чем же… давайте телеграмму Плевицкой пошлем.

    — А и дело говорите. Исполать вам. Пишите. «Ой-ты, гой еси, наша матушка Надежда ли Васильевна! Земно кланяемся твоему истинно национальному дарованию а молчим на мнагая лета тебе на здоровьица на погибель инородцам. Поднимаем ендову самоцветную с брагой той ли шипучей!»

    — Подписывайтесь, детинушки! И все расписались:

    — Барон Шлиппенбах. Граф Стенбок. То ли барон Вурст. Гой еси барон Кригс. А и тот ли жандармский ротмистр Шпице фон Дракен.

    — Все подписались?

    — Я не подписался, — застенчиво сказал новопоступивший националист.

    — Так подписывайтесь же!

    — Семён Яковлевич Хацкелевич, православный.

    Разделы сайта: