• Приглашаем посетить наш сайт
    Хомяков (homyakov.lit-info.ru)
  • Калифорния без золота

    Калифорния без золота

    Когда первые золотоискатели наткнулись на Калифорнию — они буквально купались в золоте. Вторая волна золотоискателей — более многочисленная — ходила уже только по колена в золотых струях, третья — могла еле омочить пятки, а четвертая, пятая, шестая как нахлынула на сухой облезший, когда-то столь густо позолоченный берег — так ни с чем и отхлынула: редкому счастливцу после долгих поисков попадался золотой слиток, довольно ясно видимый под микроскопом.

    Кто, какой пионер, какой первый золотоискатель открыл Выборг — этот золотой прииск, где можно купить любую вещь дешевле грибов — неизвестно. Может быть, оно раньше так и было — мне о том неведомо. Но вслед за первым золотоискателем из Петрограда хлынул целый поток золотоискателей — вот теперь они и бродят по унылым опустевшим магазинам Выборга — с видом усталых рудокопов, изрывших целые десятины, намывших целые горы земли и извлекших из ее недр одну только пару, подозрительного вида, чулков за десять марок.

    * * *

    — Ого! Ботинки.

    — Да. И как дешево. 50 марок.

    — А в Петрограде за такие слупили бы рублей 25.

    — Сколько это марок вышло бы?

    — 25 рублей? Пятьдесят четыре с половиной марки.

    — Ну, вот видите! На целых четыре с половиной марки дешевле.

    — Зайдем, купим.

    — Да мне таких не нужно. Я таких не ношу.

    — Ну, вот еще какие тонкости! Дешево, так и бери.

    Вваливаются в магазинчик.

    — Покажите нам вот эти ботинки… Что? Последняя пара? Ну вот, видишь: я тебе говорил — покупай скорей. Гм! Последняя пара: вот что значить дешевка. Ну-ка, примерь.

    — Гм… Вззз… ой!

    — Что? Тесноваты? Ну, ничего — разносятся. Заверните ему. Плати. Пойдем.

    — Да я, собственно, такой фасон не ношу…

    — Но ведь дешевы!

    — Дешево-то они дешевы. Жаль только, что тесноваты.

    — А зато на четыре с половиной марки дешевле.

    — Дешевле-то они дешевле.

    — То-то и оно. Бери, пойдем. А это что — смотри-ка… Магазин рамочек. Для чего эти рамочки?

    — Для чего-нибудь да нужны. Зря продавать не будут. И как дешево — голубенькая, а семь марок стоить. Зайдем, купим.

    — Слушайте: для чего эти рамочки, что вы продаете?

    — Ля картина…

    — Для картин, значит, — переводить один, очевидно, тонкий знаток финского языка.

    — А через границу провести их можно?

    — Та, мосна.

    — Я знаю, что таможня, так я вот и спрашиваю…

    — Ты его не понял, — торопливо поправляет переводчик. — Он говорит, что можно. Но вероятно, спрятать нужно, да?

    — Та, мосна.

    — Спрятать. Мы их под костюм спрячем, в чемодан. Знаешь, я возьму пять штук.

    — И я три. Почем они?

    — По восьми марок.

    — А в Петрограде я такие по два рубля видел.

    — Да уж там сдерут. Там могут. Россия!

    — А тебе для чего эти рамки?

    — Да придумаю. Сейчас не нужны, после понадобятся. Вставлю что-нибудь в них.

    — Заплатили? Пойдем. Ну, что тебе еще нужно?

    — Да так, собственно говоря, ничего…

    — А ты вспомни!

    — Ей Богу, ничего.

    — Чулки не нужны ли?

    — Чулки? — мямлить вялый петроградец. — Собственно говоря…

    — Ну вот видишь! Вот тебе и чулочный магазин. Здравствуйте. Есть чулки?

    — Нету. Се продано.

    — Ну, что вы. Нам всего нисколько пар. Поищите. Может, найдется.

    — Тамская есть чулки.

    — Дамские?… Гм! А, ну покажите.

    — Послушай… да зачем мне дамские.

    — Вот чудак! Дешево ведь. Бери — теплее еще, чем носки. До самого колена. Бери ты три пары и я три пары.

    — Сести пара нету. Сетыри пара есть сего.

    — Нету шести пар? Ну, давайте четыре. А остальные две пары можно чем-нибудь другим добрать. Вот эту штуку дайте.

    — Не, эта не продается. На эта стука сляпа надевается. Для окна. На выставка.

    — Действительно, слушай… Ну зачем тебе болван для шляпы. К чему он?

    — А? Ну, нет, знаешь, не скажи. Это штука удобная. Придешь домой — куда положить шляпу? Ну, и наденешь ее на эту чертовину. А что у вас еще есть?

    — Нисего нету. Се родано.

    — Русские все, черт их дери. Пронюхали — и сразу все расхватали. А это что за кошка? Почем?

    — Это наса коска. Сивой.

    — Живая? А чего ж она лежит, как искусственная. Только покупателей зря смущает…

    — Пойдем, господа.

    — Вот драма так драма… Приехали в Выборг, а купить нечего. А вот магазинчик какой-то, зайдем. Что здесь продается?

    — Черт его… не разберешь. Витрина пустая. Войдем на всякий случай.

    — Здравствуйте… Гм… Какие-то рабочие, а товару не видно. Что вы тут делаете, братцы? Это магазин?

    — Та. Тольки сицас есцо магазина нету. Акроица тая неделя.

    — На той неделе? А что тут будут продавать?

    — Ветоцна магазин.

    — Цветочный? Ну, ладно. Если еще приедем — зайдем, купим. Смотри, какими хорошенькими обоями оклеивают. Послушайте: почем обои?

    — Bе марки кусок.

    — Ну продайте нам вот эту пачку… Нельзя? Подумаешь важность… Почему нельзя? А ножницы продаются? Нет? Жалко; очень хорошенькие ножницы…

    * * *

    Номер гостиницы завален коробками, свертками, пачками.

    — Ты чего сопишь?

    — Да вот хочу ботинки в рукав пиджака засунуть. Боюсь, вдруг в Белоострове таможенные дощупаются.

    — Если новые — конфискуют. А ты поцарапай подошвы — будто ношеные. Ношеные везти по закону можно.

    Счастливый обладатель ботинок вытаскивает перочинный ножик и приступает к работе. Зажимает между коленей подметкой кверху ботинок и начинает царапать ножиком блестящий лак.

    — Ну что?

    — Черт их дери: все-таки, видно, что не ношеные, а просто поцарапанные. Грязи на них нету.

    — А ты плюнь.

    Владелец ботинок послушно плюет на подметку.

    — Да нет, я тебе не в том смысле. Ну, да уж раз плюнул, теперь разотри получше. Об пол повози.

    — И черт их знает, почему у них такие полы чистые… Не мажется! Блестит себе и блестит.

    — Ножом потыкай. Постой, дай я. Вот так — и так… Ой! Видишь — дырка.

    — Ну вот обрадовался.

    — Ничего. Зато уж видно, что не новый. Оборви еще ушко ему, черту. Тогда уж никто не придерется.

    — Я лучше шнурок, будто, оборву. Все поспокойнее.

    — Собственно, на кой черт ты их взял? Фасон не модный, тесные, на боку дырка.

    — Ты же сам говорил…

    — Мало, что я говорил… Вон ты мне абажур ламповый посоветовал взять — я его себе надевать буду, что ли, ежели у меня электричество.

    — Сколько ты за него заплатил?

    — Пятнадцать рублей на наши деньги.

    — Вот видишь, а в Петрограде за восемь целковых купишь — и возиться не надо, и прятать не надо.

    — Гм… Действительно. Рамочки… тоже накупили! Обрадовались! Грубые, аляповатые.

    — А ты еще в другом магазине докупил две штуки — к чему?

    — Рамочки — что… Их, в крайнем случае выбросить можно. А вот чулки дамские — это форменное идиотство. Ну, как я их надевать буду?

    — Обрежь верхушку — носки получатся.

    — Носки… Их еще подрубить нужно. Да и носки сколько стоять? Два целковых? А я по четыре с полтиной за эту длиннейшую дрянь платил.

    — Подари кому-нибудь.

    — А ты найди мне такую женскую ногу. Сюда три поместятся, Постой… Это еще что такое?

    — Пресс-папье из березовой коры.

    — Боже, какая дрянь. Неужели, это мы купили?

    — Мы. А в этом пакете что?

    — Тоже рамочки. А это подставки для фруктовых ваз, банка гуммиарабика, лапландский ножик, сигары…

    — Мы ведь не курим…

    — Что значит — не курим. Мы никого и не режем, а лапландский ножик купили. Мы и не бабы, а шелковое трико коротенькое купили. Дураки мы, вот кто мы.

    — А это что?

    — Этого уж я и сам не знаю. К чему оно? Металлический ящик, ручка, какие-то колесики, задвижечка… Покупаешь, а даже не спросишь — что оно такое.

    — Зато дешево. Тридцать две марки.

    — Дешево?.. А я тебе вот что скажу: эти сорочки здесь стоят пять рублей, а в Петрограде — четыре, салфетки здесь десять рублей, в Петрограде семь, а галстуки… Галстуки, вообще, ничего не стоят! Повеситься можно на таком галстуке.

    — Поехали, действительно! Обрадовались, накинулись.

    — А тут еще с таможней может быть…

    — Молчи, пока я тебя лапландским ножиком не полоснул!!

    Тяжелое настроение.

    * * *

    — любоваться на трезвых мещан и добродетельных красавиц… И чем дальше — тем больше ездило народу, потому что слава росла, ширилась, разливалась.

    А когда мне совсем прожужжали уши о знаменитой слободе, и я поехал туда — я увидел ряд грязных покосившихся домов, поломанные заборы, под каждым из которых лежало по пьяному мещанину, а из домов неслись крики, хохот гостей, взвизгивание женщин и звуки скрипки и разбитого пианино: это добродетельные девушки и жены укрепляли славу своей удивительной слободы.

    Ибо сказано — о Выборге ли, о Марьиной слободе ли: чересчур большой успех — портит.

    Разделы сайта: