• Приглашаем посетить наш сайт
    Пушкин (pushkin-lit.ru)
  • Публика

    Публика

    Я сидел в зале Дворянского собрания на красном бархатном диване и слушал концерт симфонического оркестра, которым дирижировал восьмилетний Вилли Ферреро.

    Я не стенограф, но память у меня хорошая… Поэтому, постараюсь стенографически передать тот разговор, который велся сзади меня зрителями, тоже сидевшими на красных бархатных диванах.

    — Слушайте, — спросил один господин своего знакомого, прослушав гениально проведенный гениальным дирижером «Танец Анитры». — Чем вы это объясняете?

    — Что?

    — Да вот то, что он так замечательно дирижирует.

    — Простой карлик.

    — То есть, что вы этим хотите сказать?

    — Я говорю — этот Ферреро — карлик. Ему, может быть, лет сорок. Его лет тридцать учили-учили, а теперь вот — выпустили.

    — Да не может этого быть, что вы! Поглядите на его лицо! У карликов лица сморщенные, старообразные, а у Вилли типичное личико восьмилетнего шалуна, с нежным овалом и пухлыми детскими губками.

    — Тогда, значит, гипнотизм.

    — Какой гипнотизм?

    — Знаете, который усыпляет. Загипнотизировали мальчишку и выпустили. Махай, мол, палочкой.

    — Позвольте! Все ученые заявили, что под гипнозом человек может делать только то, что он умеет делать и в нормальной жизни. Так, например, девушку можно под гипнозом заставить поцеловать находящегося вблизи мужчину, но никак нельзя заставить говорить ее по-английски, если она не знала раньше английского языка.

    — Серьезно?

    — Ну, конечно.

    — Тогда все это очень странно.

    — В том-то и дело. Я поэтому и спрашиваю: чем вы объясняете это?

    — Может, его мучили?

    — Как мучили?

    — Да вот, знаете, как маленьких акробатов… Рассказывают, что их выламывают и даже варят в молоке, чтобы у них кости сделались мягче.

    — Ну, что вы! Где же это видано, чтобы дирижеров в молоке варили?

    — Я не говорю в буквальном смысле — в молоке. Может быть, просто истязали. Схватят его за волосы и ну теребить: «Дирижируй, паршивец!» Плачет мальчик, а дирижирует. Голодом морят тоже иногда.

    — Ну, что вы! Причем тут истязания. Вон даже клоуны, которые выводят дрессированных петухов и крыс — и те действуют лаской.

    — Ну, что там ваша ласка! Если и добиваются лаской, так пустяков — петух, потянув клювом веревку, стреляет из пистолета, а крыса расхаживает в костюме начальника станции. Вот вам и вся ласка. А здесь — маленький мальчуган дирижирует симфоническим оркестром! Этого лаской не добьешься.

    — Значит, по вашему, его родители истязали?

    — А позвольте! Зачем бы иначе в эту историю вмешалось общество защиты детей от жестокого обращения. Значит, ребенка истязали.

    — Значить, по вашему выходить так: берем мы обыкновенного миловидного мальчика, начинаем истязать, колотить его почем попало — и мальчишка через год-два уже дирижирует симфоническим оркестром так, что все приходят в восторг?!. Просто же вы смотрите на вещи.

    — Виноват! Вы вот все меня спрашиваете: объясни, да объясни. А как вы сами объясняете?

    — Что? Вилли Ферреро?

    — Да-с.

    — Тут если и может быть объяснение, то гораздо сложней. Последние завоевания оптической техники…

    — Вы думаете — посредством зеркал?

    — То есть?

    — Знаете, зеркала под известным углом… Фокусники достигают того, что…

    — Нет-с, это пустяки. А видел я летом в «Аквариуме» механического живописца. Маленький человек, который собственноручно портреты с публики писал. Представьте себе, я узнал, как это делается: он соединен электрическим проводом с настоящим живописцем, который сидит за кулисами и рисует на другой бумаге. И что же вы думаете! Устроено так, что маленький живописец гениально точно повторяет все его движения и рисует очень похоже.

    — Позвольте! Механического человека можно двигать электричеством, — но ведь Ферреро живой мальчик! Его даже профессора осматривали.

    — Гм! Пожалуй. Ну, в таком случае — я прямо отказываюсь понимать: в чем же тут дело?!.

    Я не мог больше слушать этого разговора:

    — Эй, вы, господа. Все, что мы говорили, может быть очень мило, но почему вам не предположить что-либо более простое, чем электрические провода и система зеркал…

    — Именно?

    — Именно, что мальчик — просто гениален!

    — Ну извините, — возразил старик-автор теории об истязании. — Вот именно, что это было бы слишком простое объяснение!

    * * *

    — относить счета заказчикам…

    Разделы сайта: