• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • Кое-что о близорукости

    Кое-что о близорукости

    I

      Хотя близорукость - физический недостаток, и хотя над физическими недостатками смеяться не принято, но я думаю, что несколько слов о близорукости мне можно сказать.

    Постараюсь не хихикать, не подсмеиваться над несчастными, обиженными природой людьми, тем более, что сам я близорук очень сильно и сам я перенес из-за этого много неприятностей и огорчений, о которых дальнозоркие люди и не слыхивали.

    Вообще, дальнозоркие люди не могут себе представить, что такое близорукость, а близорукие смотрят на дальнозорких как на что-то чудесное, непонятное и загадочное.

    Однажды я мельком слышал такой разговор:

    - Видите вы на той крыше кошку? Что это она там делает у водосточной трубы?

    - Кошку? Я не вижу даже самой крыши!

    - Как не видите? Вот эта большая, красная.

    - Я вижу что-то красненькое, но, признаться, думал, что это флаг.

    - Флаг?! Вы, наверно, притворяетесь... Просто дурачите меня.

    - А я так, откровенно говоря, уверен, что это вы подсмеиваетесь надо мной. Я никак не могу понять, как это можно видеть на таком расстоянии кошку?

    - Да? А вот вы убейте меня - я не пойму, как это на таком расстоянии можно не увидеть кошки! Она вся, как на ладони. Видите, лапой что-то скребет...

    - Ха-ха! Может быть, она блоху поймала? Вы блохи не видите? Ну, признайтесь - ведь вы выдумали вашу кошку?

    Так они долго говорили на разных языках.

    Часто близорукие обладают странным свойством: тщательно скрывать свой недостаток. И из-за этого происходит много недоразумений, и многие попадают в неловкое положение.

    Вы сидите в ресторане и неожиданно замечаете какого-то нового господина, который только что вошел в комнату. Вы не уверены - знаете вы его, или нет. Лицо его сливается издали в бледное туманное пятно, на котором неясно отмечается один глаз и какая-то черная повязка поперек лица.

    Вы начинаете мучительно размышлять:

    - Знаком он вам или нет?

    Сомнения рассеиваются: новоприбывший сделал вам приветственный знак рукой, и вы, чувствуя, что он смотрит прямо на вас, меняете бессмысленное выражение лица на приветливо-радостное, вскакиваете с места и спешите к нему.

    результатом какого-нибудь телесного повреждения, - на самом деле - черные густые усы. И на расстоянии двух шагов от него вы уже начинаете сомневаться - знаком ли он вам, а через один шаг уже уверены в том, что видите его в первый раз...

    Но на вашем лице застыла первоначальная радостно-приветливая улыбка и вы так и не успели согнать ее, а незнакомец уже заметил ваше поведение, заметил эту, такую глупую по своей ненужности, радостную улыбку, и смотрит на вас с чувством изумления и растерянности.

    Чтобы рассеять как-нибудь это тяжкое глупое положение, вы, сохраняя на лице ту же глупейшую улыбку, глядите куда-то вдаль, делаете кому-то приветственные знаки, хотя впереди вас, кроме притворенной двери, никого нет, проскальзываете мимо незнакомца и в растерянности выпиваете у буфета рюмку водки, которая так противна после съеденных вами трубочек с кремом...

    Еще более тяжелое впечатление получается, когда вы входите в ресторан, битком набитый публикой.

    Проходя среди длинного ряда столиков, за которыми сидят странные люди без носов, глаз и губ, вы видите, что некоторые из них, как будто, при виде вас зашевелились и кланяются вам. Тогда вы, чтобы не показаться невежливым и, вместе с тем, не попасть в глупое положение, слегка наклоняете голову, делая что-то среднее между поклоном и отмахиванием от севшей на лоб мухи. А на лице блуждает та же бессмысленная неопределенная улыбка, и хочется скорее проскользнуть мимо этой проклятой публики со стертыми белыми пятнами, вместо лиц, - тем более, что сзади вы ясно слышите дружеский голос, позвавший вас по имени.

    Вы хотите улизнуть, но тот же голос еще раз ясно и настойчиво окликает вас и - здесь наступает самый трагический момент: вы поворачиваетесь, с глупой улыбкой посматриваете на расплывшийся ряд столов и недоумеваете - с какого же стола слышался голос? На всякий случай, дружески киваете головой толстому, брюнету, подносящему ко рту какое-то желтое пятно (вино? яичница? платок?), в то самое время, как сзади вас дергают за фалды и говорят:

    - Да здесь мы, здесь! Вот чудак? Неужели, ты нас не видишь? Иди к нам.

    "Неужели, не видишь?!." Да, конечно же, не вижу! Господи...

    II

    Многие, вероятно, испытывали чувство, когда уронишь на пол пенсне и немедленно же попадаешь в положение человека, которому завязали глаза.

    Человек, уронивший пенсне, прежде всего, как ужаленный, отскакивает от этого места, потому что боится раздавить ногами пенсне, отходит в самый дальний угол комнаты, становится на колени и начинает осторожно ползти, шаря по грязному полу руками. Его поиски облегчились бы, если бы на носу было пенсне, но для этого его надо найти, а найти пенсне, не имея его на носу - затруднительно, тяжело и хлопотливо.

    Хорошо, если вблизи находится дальнозоркий человек. Он с молниеносной быстротой найдет пенсне, но при этом не упустит случая облить своего несчастного друга и брата - такого же человека, как и он - ядом снисходительного презрения и жалости.

    - Да где ты ищешь? Вот же оно! Эх, ты! Слепая курица!

    Я часто замечал, что дальнозоркие люди презирают нас и не прочь, если подвернется случай, подшутить, посмеяться над нами.

    Один знакомый потащил меня в театр и там сделал меня целью самых недостойных шуток и мистификаций... А я даже и не замечал этого.

    Сначала он не знал, что я близорук, и открылось это лишь благодаря простой случайности. В антракте после первого действия мы стояли в ложе бельэтажа, и мой знакомый рассматривал публику партера. Я стоял около и равнодушно обводил глазами тусклые белые пятна лиц, смутно проплывавших перед моими глазами.

    - Смотрите, - сказал мой знакомый, дергая меня за руку. - Вот новый французский посланник!

    - Где?!

    - Вот видите - внизу, около той ложи, в которой сидит декольтированная дама в сером.

    Я хотел сознаться, что не вижу ни дамы, ни ложи, но боязнь бестактных насмешек и разговоров удержала меня от этого.

    Я наклонился через барьер, бросил бессмысленный взгляд на опушенный занавес и с деланным оживлением воскликнул:

    - Да не туда! Вы совсем не туда смотрите... Влево, около второй ложи.

    Я покорно повернул голову влево и, стараясь, чтобы он не проследил направление моего бесцельного взгляда, сказал:

    - Ага! Вот он. Теперь я его узнал.

    - Удивительно! Он только что сейчас скрылся в проходе. Как же вы могли его узнать?

    - Да вы про кого говорите? - смущенно спросил я. - Про того высокого в белых брюках, который стоит около оркестра?

    - В белых брюках? - ахнул мой собеседник. - Протрите глаза! Там стоит господин, но цвета брюк его не видно, потому что его заслоняет дама в белом платье. Послушайте... Вы дьявольски близоруки!?..

    Я стал энергично отрицать это, и мое нахальство обидело его.

    Он помолчал и через минуту, вглядываясь в толпу, шевелившуюся внизу, сказал:

    - Вот идет ваш знакомый Петрухин. Он кланяется вам. Почему же вы не отвечаете ему?

    Я перевесился через барьер и неопределенно закивал головой, закланялся, заулыбался.

    - Смотрите, - тронул меня за плечо знакомый. - Вдова Мурашкина с дочерьми - вон, видите, в ложе что-то говорит о вас... Почему-то укоризненно грозит вам пальцем...

    - Вероятно, - подумал я, - я им не поклонился, а Мурашкины никогда не прощают равнодушие и гордости.

    Раскланялся я и с Мурашкиными, хотя никого из них не видел.

    В этот вечер мой знакомый тронул меня до слез своей заботливостью: он беспрестанно отыскивал глазами людей, которые, по его словам, делали мне приветственные знаки, слали дружеские улыбки, и всем им я, со своей стороны, отвечал, раскланивался, улыбался, принимая при этом такой вид, что замечаю их всех и без указаний моего знакомого...

    А когда мы возвращались из театра, этот пустой ничтожный человек неожиданно расхохотался и заявил, что он всё выдумывал: ни одного знакомого в театре не было, и я по его указаниям посылал все свои улыбки, поклоны и приветствия чёрт знает кому - или незнакомым людям или гипсовым украшениям на стенах театра.

    Я назвал этого весельчака негодяем, и с тех пор ни одна душа не услышит от меня о нем доброго слова. Наглец, каких мало.

    Вообще, театры пугают меня после одного случая: однажды я приехал в театр с опозданием - к началу второго действия и, впопыхах, сбросив пальто на руки капельдинера у вешалки, ринулся к дверям. Но капельдинер бешено взревел, бросил мое пальто на пол, догнал меня и схватил за шиворот.

    - Как вы смеете, черт возьми? - крикнул он.

    Оказалось, что это был полковник генерального штаба, приехавший за минуту до меня и только что раздевшийся у вешалки.

    сказал:

    - Меня оскорбили, г. околоточный. Прошу составить протокол.

    - Убирайтесь к чёрту! - завопил он. - Какой я вам околоточный?

    Когда я рассмотрел его - он оказался тем же полковником генерального штаба, на которого я снова наткнулся в полутьме.

    Изрыгая проклятия, я опять побежал, нашел околоточного (уже настоящего) и, приведя его на место нашей схватки, указал на стоявшего у вешалки полковника:

    - Вот он. Ругал меня, оскорблял. Арестуйте его.

    И поднялся страшный крик и суматоха. Офицер назвал меня, в конце концов, идиотом, и я не спорил с ним, потому что, после десятиминутных пререканий, выяснилось, что это другой офицер, а тот первый давно уже ушел.

    Все ругали меня: офицер, околоточный, капельдинеры...

    Было скучно и неприветливо. 

    III

    Однажды я изменил своим убеждениям.

    Будучи прогрессистом, я, вообще, держусь того взгляда, что с домашней прислугой обращаться должно строго, и хотя и вежливо, но без тени фамильярности. Иначе прислуга портится.

    В один дождливый вечер я зашел к знакомым. Радостно всей гурьбой высыпали знакомые в переднюю встретить меня, и я стал дружески со всеми здороваться.

    Седьмое рукопожатие предстояло мне проделать с молодой барышней в кокетливом переднике, но едва я протянул ей руку, - она спряталась назад и ни за что не хотела здороваться, хихикая и конфузясь. Сбитый с толку, недоумевающий, я настаивал, искал ее руку, а хозяева смущенно засмеялись и объяснили, что она - горничная.

    Была преотчаянная минута всеобщего молчания и неловкости.

    Не зная, что мне делать, я сказал:

    Так как я настаивал, то горничная протянула мне руку, но немедленно после этого расплакалась и убежала.

    Теперь я слыву среди знакомых чудаком, толстовцем, народником.

    А когда я прихожу в тот дом, где мне случилось поздороваться с горничной, то, к великому изумлению новых гостей, здороваюсь с этой горничной, лакеем и швейцаром.

    Иногда в передней сталкиваюсь с кучером, пришедшим за приказаниями. Здороваюсь и с ним.

    Так говорят они, дальнозоркие люди.

    Никогда им не понять близорукого человека!.. Боже ты мой...

    Источник текста: Дешевая юмористическая библиотека Нового Сатирикона, Выпуск 3 - Товарищество "Новый Сатирикон", 1911. - С. 23 - 34.

    Раздел сайта: