• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Мокрица

    Мокрица

    I

    Когда я дочитал до конца свою новую повесть — все присутствующие сказали:

    — Очень хорошо! Прекрасное произведение!

    Я скромно поклонился. Сзади кто-то тронул меня за плечо:

    — Послушайте… извините меня за беспокойство… послушайте…

    Я обернулся. Передо мной стоял маленький человек средних лет, ординарной наружности. Глаза скрывались громадными синими очками, усы уныло опускались книзу, бороденка была плохая, наполовину как будто осыпавшаяся.

    — Что вам угодно?

    — А то мне угодно, милостивый государь мой, что повесть ваша совершенно неправильная! Уж я-то знаток этих вещей…

    Он самодовольно засмеялся.

    — Вы… что же, критик?

    — Бухгалтер.

    — А… так… — нерешительно протянул я. — Но вообще-то вы знаток литературы?

    — Бухгалтерии! — упрямо сказал он, глядя на меня громадными стеклами. — Уж в бухгалтерии-то, батенька, меня не поймаешь!

    Он поежился и кокетливо захохотал с таким видом, будто я собирался его ловить.

    — Вам не нравится моя повесть?

    — Нет, ничего. Повесть как повесть. Только неправильная.

    Заинтригованный, я отвел его в угол, сунул ему в руку рукопись и сказал:

    — Укажите мне неправильные места.

    Такое доверие польстило ему. Он вспыхнул до корней волос, застенчиво перелистал рукопись и, найдя какое-то место, отчеркнул его ногтем.

    — Вот! Это неправильно: «Корчагин не показывал виду, что знает о проделках жены, но втайне все ее вольности, все измены и оскорбления записывал ей в кредит. Дебет же ее, в который он решил записывать ее ласки и поцелуи, — был пуст». Вот!

    — Вам не нравится это место?

    — Присядем, — сказал маленький бухгалтер.

    Мы сели.

    — Видите ли… Я взял на себя смелость сделать вам замечание потому, что вы впали в громадную ошибку… Вы знакомы с двойной итальянской бухгалтерией?

    — Н-нет…

    — Двойная итальянская бухгалтерия изобретена несколько сот лет тому назад монахом Лукой Пачиоло. Принцип ее заключается в двойной записи каждого счета, чем достигается механическое контролирование правильности записи. Если баланс счетов не сходится в цифрах — это показатель неправильности в частных записях. Записи в счетовых книгах отмечаются на двух сторонах развернутой книги: на левой и правой. На левой стороне счета или лица записывается так называемый дебет — это счет или лицо должны владельцу книги; на правой стороне записывается так называемый кредит — это владелец книги состоит в долгу у лица или счета. Поняли?

    — Да… пожалуй…

    — Теперь ясно, что вы совершили колоссальную, непростительную ошибку: Корчагин должен был измены и оскорбления жены записать ей не в кредит, а в дебет! А ласки ее — наоборот — не в дебет, а в кредит! У вас это перепутано.

    Я горячо пожал бухгалтеру руку:

    — Я вам очень, очень признателен. Я сейчас же исправлю эту досадную погрешность.

    Моя горячая благодарность смутила его. Он махнул рукой и сказал:

    — Помилуйте! Я всегда рад… Конечно, нужно хорошо знать бухгалтерию… Дебет — это что нам должны, кредит — то, что должны мы счету.

    Я еще раз пожал ему руку и отошел.

    Он озабоченно крикнул мне вслед:

    — Так не забудьте же: дебет — нам должны, кредит — мы должны.

    — Не забуду, не забуду,

    II

    Мы сидели в укромном уголку обширного кабинета и тихо разговаривали.

    Ольга Васильевна положила свою руку на мою и ласково, задушевно сказала:

    — Эта повесть — ваша лучшая вещь. Громадная изобразительная сила, яркие краски причудливо смешиваются на этих страницах с волшебными лирическими полутонами, мощный голос зрелого мужа сплетается с полудетским лепетом влюбленного юноши…

    — А, вы здесь, — сказал бухгалтер, подходя к нам. — Ну, что… исправили?

    — Исправил, — сказал я. — Спасибо.

    — Что такое? — удивилась Ольга Васильевна.

    Бухгалтер усмехнулся, снисходительно подергав плечом.

    — Ах, уж эти писатели… Представьте, какую он штуку написал… Ну, хорошо, что я был тут, указал, исправили… А то что бы вышло? Heприятность! Скандал! Можете себе вообразить: он дебет написал там, где нужен кредит, а кредит — где дебет!

    — А разница называется — сальдо!

    — Что-о?

    — Я хочу вас предупредить — если будете писать еще что-нибудь: предположим, что в дебете 100 рублей, а в кредите полтораста; разница — 50 рублей — и называется: сальдо! Сальдо в пользу кредитора.

    — Ага… хорошо, хорошо, — сказал я, — запомню.

    — А измены и оскорбления ваш Корчагин в кредит ее счета не мог записывать… Он записал их в дебет.

    Он кивнул головой и исчез; вслед за ним ушла и Ольга Васильевна. Оставшись один, я побрел в гостиную.

    В одном углу происходил оживленный разговор. До меня донеслись слова:

    — Как услышал я — так будто бы меня палкой по голове треснули. Как-с, как-с, думаю? Она же его оскорбляла, она же ему изменяла, да он же ей это и в кредит пишет? Хорошая бухгалтерия… нечего сказать! Хорошо еще, что спохватились вовремя… исправили…

    — Вы неисправимый пессимист. В вашей повести вы показываете такие бездны отчаяния и безысходности…

    — Это что! — раздался сзади нас вкрадчивый голос. — Он еще лучше сделал: его Корчагин дурные стороны жены заносил в кредит ей, а хорошие в дебет. Помилуйте-с! Да я бухгалтерию как свои пять пальцев знаю. Как же… Вот если бы здесь была книга — я бы вам наглядно показал… Вот, предположим, этот альбом открыток: тут, где Кавальери, — это дебет… А тут… вот эта… Типы белорусов — это кредит. Я-то уж, слава тебе господи, знаю это как свои пять пальцев.

    — Да, да, — нетерпеливо сказал я. — Хорошо. Ведь я уже исправил.

    — Хорошо, что исправили, — добродушно согласился он. — А то бы… Ведь таких вещей никак нельзя допустить!.. Помилуйте… Дебет и кредит — это небо и земля.

    — Пожалуйте ужинать, — сказал хозяин.

    III

    Все усаживались, шумно двигая стульями. Бухгалтер сел против меня… Посмотрел на меня, как заговорщик, сделал правой рукой предостерегающий знак и засмеялся.

    — Да-с! — сказал он. — Бухгалтерия — это штука тонкая. Ее нужно знать. Я вам когда-нибудь дам почитать книжку «Популярный курс счетоводства». Там много чего есть.

    Я сделал вид, что не слышу.

    Сосед с левой стороны спросил меня:

    — Если я не ошибаюсь, в основу вашей повести заложена большая отвлеченная мысль, но она затемнена повествовательной формой, которая…

    — Была затемнена, — согласился бухгалтер. — Но теперь все исправлено. Все, как говорится, в порядке. Вы… вот что… Если еще что-нибудь будете писать и вам встретятся на пути какие-нибудь такие бухгалтерские штуки и экивоки — вы пожалуйста ко мне… без церемоний! Обсудим — как и что. Я выложу вам, как на ладони!

    — Нет, зачем же, — сухо возразил я. — В этом, вероятно, не представится надобности. Ведь беллетристика и бухгалтерия — это две совершенно разные вещи.

    — А вы знаете, что такое транспорт?

    — Знаю.

    — Нет, не знаете! Вы думаете, это просто собрание разных подвод для перевозки кладей? Да? Но в бухгалтерии это совсем другое: транспортом называется обыкновенный перенос итога с одной страницы на другую. Внизу подписывается итог страницы и переносится на следующую.

    — Почему вы думаете, — спросил я левого соседа, — что повествовательная форма произведения должна затемнить общую отвлеченную мысль?

    — Потому что художественные детали разбивают это впечатление.

    — Это верно, — согласился бухгалтер, делая мне ободряющий жест. — Разбивает впечатление. Ведь это, если сказать какому-нибудь бухгалтеру, — он помрет со смеху. А? Хе-хе… Дебет поставить в кредит! А? Что такое, думаю? Это же невозможно!

    — Я пойду на минуту к письменному столу. Хочу не забыть исправить два-три места в повести.

    Я сел и исправил.

    Когда сзади раздался голос: «Ну что, исправили? Теперь уж не спутаете дебет с кредитом?» — я нахмурился и сказал:

    — Да-с, я исправил. Вот, слушайте: «Корчагин не показывал виду, что дебет жены записан ему в сальдо. Он перенес большой кредит в транспорт, который вместе с сальдо давал перенос дебета на счет того лица, которому пришла идиотская затея заняться бухгалтерией; это заносим ему в кредит».

    Разделы сайта: