• Приглашаем посетить наш сайт
    Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)
  • Мой первый дебют

    Мой первый дебют

    Между корью и сценой существует огромное сходство: тем и другим хоть раз в жизни нужно переболеть. Но между корью и сценой существует и огромная разница: в то время как корью переболеешь только раз в жизни — и конец, заболевание сценой делается хроническим, неизлечимым.

    Более счастливые люди отделываются редкими припадками вроде перемежающейся лихорадки, выступая три-четыре раза в год на клубных сценах в любительских спектаклях; все же неудачники — люди с более хрупкими организмами — заболевают прочно и навсегда.

    Три симптома этой тяжелой болезни: 1) исчезновение растительности на лице, 2) маниакальное стремление к сманиванию чужих жен и 3) бредовая склонность к взятию у окружающих денег без отдачи.

    * * *

    Гулял я всю свою жизнь без забот и огорчений по прекрасному белому свету, резвился, как птичка, и вдруг однажды будто злокачественным ветром меня прохватило.

    Встречаю в ресторане одну знакомую даму — очень недурную драматическую артистку.

    — Что это, — спрашиваю, — у вас такое лицо расстроенное?

    — Ах, не поверите! — уныло вздохнула она. — Никак второго любовника не могу найти…

    «Мессалина!» — подумал я с отвращением. Вслух резко спросил:

    — А разве вам одного мало?

    — Конечно, мало. Как же можно одним любовником обойтись? Послушайте… может, вы на послезавтра согласитесь взять роль второго любовника?

    — Мое сердце занято! — угрюмо пробормотал я.

    — При чем тут ваше сердце?

    — При том, что я не могу разбрасываться, как многие другие, для которых нравственность…

    Она упала локтями и головой на стол и заколыхалась от душившего ее смеха.

    — Сударыня! Если вы способны смеяться над моим первым благоуханным чувством… над девушкой, которой вы даже не знаете, то… то…

    — Да позвольте, — сказала она, утирая выступившие слезы. — Вы когда-нибудь играли на сцене?

    Не кто иной, как черт, дернул меня развязно сказать:

    — Ого! Сколько раз! Я могу повторять, как и Савина: «Сцена — моя жизнь».

    — Ну?.. Так вы знаете, что такое на театральном жаргоне «любовник»?

    — Еще бы! Это такие… которые… Одним словом, любовники. Я ведь давеча думал, что вы о вашей личной жизни говорите…

    — Вы нахал! Неужели вы думаете, что я могу в личной жизни иметь двух любовников?!..

    Это неопределенное возмущение я понял впоследствии, когда простак сообщил мне, что у нее на этом амплуа было и четыре человека.

    — В наказание за то, что вы так плохо обо мне подумали, извольте выручить нас, пока не приехал Румянцев, — вы сыграете Вязигина в «После крушения» и Крутобедрова в «Ласточкином гнезде». Вы играли Вязигина?

    Ее пренебрежительный тон так задел меня, что я бодро отвечал:

    — Сколько раз!

    — Ну и очень мило. Нынче вечером я пришлю роль. Репетиция завтра в одиннадцать.

    Очевидно, в моей душе преобладает женское начало: сначала сделаю, а потом только подумаю: что я наделал!

    * * *

    Роль была небольшая, но привела меня в полное уныние.

    Когда читаешь всю пьесу, то все обстоит благополучно: знаешь, кто тебе говорит, почему говорит и что говорит.

    А в роли эти необходимые элементы отсутствовали.

    Никакой дьявол не может понять такого, например, разговора:

    Явление 6

    Ард. В экипажах и пешком.

    А княжна Мэри.

    Ард. Этого несчастья.

    Спасибо, я вам очень обязан.

    Ард. Его нужно пить.

    Это вы так о ней выражаетесь…

    Ард. Капризам.

    В таком случае я способен переступить все границы.

    Гриб. Две чечетки.

    «Ард.» и «Гриб.»? Родственники мои, враги, старые камердинеры или светские молодые люди?..

    Я швырнул роль на стол и, хотя было уже поздно, побежал к одному своему другу, который отличался тем, что все знал. Это был человек, у которого слово «нет» отсутствовало в лексиконе.

    — Ты знаешь, что нужно, чтобы играть на сцене?

    — Знаю.

    — Что же? Скажи, голубчик!

    — Только нахальство! Если ты вооружишься невероятной, нечеловеческой наглостью, то все сойдет с рук. Даже, пожалуй, похлопают.

    — По ком? — боязливо спросил я.

    — До тебя не достанут. Ладошами похлопают. Но только помни: нахальство, нахальство и еще раз оно же.

    Ушел я успокоенный.

    На репетиции я заметил, что героем дня был суфлер. К нему все относились с тихим обожанием. Простак даже шепнул мне:

    — Ах, как подает! Чудо!

    — Это что за подача! Вот мне в Рязани подавали — так с ума сойти можно.

    Я совсем не знал роли, но с некоторым облегчением заметил, что вся труппа в этом отношении шла со мной нога в ногу.

    Актер, игравший старого графа, прислушался к словам суфлера и после монолога о том, что его сын проиграл десять тысяч, вдруг кокетливо добавил:

    — Ах, я ни за что не выйду замуж!

    — Это не ваши слова, — сонно заметил суфлер.

    — Дочка, вы говорите: «Ах, я ни за что не выйду замуж». Дочка рабски повторила это тяжелое решение.

    В путанице и неразберихе я был не особенно заметен, как незаметен обломок спички в куче старых окурков.

    * * *

    — Побольше нахальства! — сказал я сам себе, когда парикмахер спросил, какой мне нужен парик.

    — Видите ли… я вам сейчас объясню… Представьте себе человека избалованного, легкомысленного, но у которого случаются минуты задумчивости и недовольства собой, минуты, когда человек будто поднимается и парит сам над собой, уносясь в те небесные глубины…

    — Понимаю-с, — сказал парикмахер, тряхнув волосами, — блондинистый городской паричок.

    — А? Во-во! Только чтоб он на глаза не съехал.

    — Помилуйте! А лак на что? Да и вошьем. «Побольше нахальства!» — сказал я сам себе, усаживаясь в вечер спектакля перед зеркалом гримироваться.

    Увы!.. Нахальства было много, а красок еще больше. И куда, на какое место какая краска — я совершенно не постигал.

    Вздохнул, мужественно нарисовал себе огромные брови, нарумянил щеки — задумался.

    «Эх! Приклеить бы седую бороду — вот бы ловко! Пойди-ка тогда, узнай. Но раз по смыслу роли нельзя бороды — ограничимся усами».

    Усы очень мило выделялись на багровом фоне щек.

    * * *

    В первом акте я должен выбежать из боковых дверей в белом теннисном костюме. Перед выходом мне сунули в руку какую-то плетеную штуку вроде выбивалки для ковров, но я решил, что эта подробность только стеснит мои первые шаги, и бросил плетенку за кулисами.

    — А вот и я! — весело вскричал я, выскочив на что-то ослепительно яркое, с огромной зияющей дырой впереди.

    — А, здравствуйте, — пропищала инженю. — Слушайте, тут пчела летает, я бою-юсь. Дайте вашу ракетку — я ее убью!..

    Я добросовестно, как это делалось на репетициях, протянул ей пустую руку. Она, видимо, растерялась.

    — Позвольте… А где же ракетка?

    — Какая ракетка? (Побольше наглости! Как можно больше нахальства!) Ракетка? А я, знаете, нынче именинник, так я ее зажег. Здорово взлетела. Ну, как поживаете?

    — Сошло! — пробормотал я, после краткого диалога вылетая за кулисы. — До седьмого явления можно и закурить.

    * * *

    — Вам выходить! — прошипел помощник режиссера.

    — Знаю, не учите, — солидно возразил я, поглаживая рукой непривычные усы.

    И вдруг… сердце мое похолодело: один плохо приклеенный ус так и остался между моими пальцами.

    — Вам выходить!!!

    Я быстро сорвал другой ус, зажал его в кулак и выскочил на сцену.

    — Граф отказал, мамаша.

    Я решил видоизменить эту фразу:

    — А я, мамаша, уже успел побриться. Идет? Не правда ли, моложе стал?

    Усы в кулаке стесняли меня. Я положил их на стол и сказал:

    — Это вам на память. Вделайте в медальон. Пусть это утешит вас в том, что граф отказал.

    — Он осмелился?! — охнула мать моя, смахнув незаметно мой подарок на пол. — Где же совесть после этого?

    Сошла и эта сцена. Я в душе поблагодарил своего всезнающего друга.

    * * *

    В третьем акте мои первые слова были:

    — Он сейчас идет сюда.

    Граф не шел.

    Как я после узнал, он в этот момент был занят тем, что жена била его в уборной зонтиком за какую-то обнаруженную интрижку с театральной портнихой.

    — Он сейчас придет, мамаша, не волнуйтесь, — сказал я, спокойно усаживаясь в кресло.

    Мы подождали. На сцене секунды кажутся десятками минут.

    — Он, уверяю вас, придет сейчас! — заорал я во все горло, желая дать знать за кулисы о беспорядке.

    Граф не шел.

    — Что это, мамаша, вы взволнованы? — спросил я заботливо. — Я вам принесу сейчас воды.

    Вылетел за кулисы и зашипел:

    — Где граф, черт его дери?!!

    — Ради Бога, — подскочил помощник, — протяните еще минутку: он приклеивает оторванную бороду.

    Я пожал плечами и вернулся.

    — Нет воды, — грубо сказал я. — Ну и водопроводец наш!

    Мы еще посидели…

    — Мамаша! — нерешительно сказал я. — Есть ли у вас присутствие духа? Я вам хочу сообщить нечто ужасное…

    — Дело в том, что когда я вышел за водой, то мимоходом узнал ужасную новость, мамаша. Автомобиль графа по дороге наскочил на трамвай, и графа принесли в переднюю с проломленной головой и переломанными ногами… Кончается!

    Я уже махнул рукой на появление графа и только решил как-нибудь протянуть до тех пор, пока кто-нибудь догадается спустить занавес.

    Мы помолчали.

    — Да… — неопределенно протянул я. — Жизнь не ждет. Вообще, эти трамваи… Вот я вам сейчас расскажу историю, как у меня в трамвае вытянули часы. История длинная… так минут на десять, на пятнадцать, но ничего. Надо вам сказать, мамаша, что есть у меня один приятель — Васька. Живет он на Рождественской. С сестрой. Сестра у него красавица, пышная такая — еще за нее сватался Григорьев, тот самый, который…

    — Вы меня звали, Анна Никаноровна? — вдруг вошел изуродованный мною граф, с достоинством останавливаясь в дверях.

    — А, граф, — вскочил я. — Ну, как ваше здоровье? Как голова?

    — Вы меня звали, Анна Никаноровна? — строго повторил граф, игнорируя меня.

    — Я рад, что вы дешево отделались, — с удовольствием заметил я.

    Он поглядел на меня, как на сумасшедшего, заморгал и вдруг сказал:

    — Простите, Анна Никаноровна, но я должен сказать вашему сыну два слова.

    Он вытащил меня за кулисы и сказал:

    — Вы что?!.. Идиот или помешанный? Почему вы говорите слова, которых нет в пьесе?

    — Потому что надо выходить вовремя. Я вас чуть не похоронил, а вы лезете. Хоть бы голову догадались тряпкой завязать.

    — Выходите! — прорычал режиссер.

    * * *

    В четвертом акте, где героиня на моих глазах стреляется, она сунула руку в ящик стола и… не нашла револьвера.

    Она опустила голову на руки, и когда я подошел к ней утешить ее, она прошептала:

    — Нет револьвера: что делать?

    — Умрите от разрыва сердца. Я вам сейчас что-то сообщу.

    — Лидия! Будьте мужественны! Я колебался, но теперь решил сказать все. Знайте же, что ваша мать зарезала вашу сестренку и отравилась сама.

    — Ах! — вскрикнула Лидия и, мертвая, шлепнулась на пол.

    * * *

    Нас вызывали.

    Я же того мнения, что если мы и заслужили вызова, то не перед занавесом, а в камере судьи — за издевательство над беззащитной публикой.