• Приглашаем посетить наш сайт
    Одоевский (odoevskiy.lit-info.ru)
  • Женщина и негр

    Женщина и негр

    Мне рассказывали историю об одном африканском дикаре, попавшем раз в жизни в игорный дом.

    Этот негр был — прекрасное чернокожее дитя природы, без всякого налета культуры и цивилизации — совершенно голый морально, как он был гол физически у себя на плоском побережье Бенгуалы, залитом лучами раскаленного солнца, под корявыми лапистыми пальмами, среди доверчивых добрых обезьян.

    Попав в игорный дом, этот простодушный чернокожий впервые увидел карточную игру.

    — Что это они делают? — спросил он своего спутника.

    — Играют в карты.

    — Для чего?

    — Чтобы выиграть.

    — Все выигрывают?

    — Некоторые. А некоторые проигрывают.

    — А что же они выигрывают?

    — А вон, видишь, эти бумажки, что лежат около некоторых.

    — Странно, — задумчиво заметил негр. — Они так волнуются, будто эти бумажки можно есть, и они вкусные.

    — Их не едят, но на них можно купить и еды, и кумача, и бус, и целый ящик рому!

    Спутник негра, насколько мог, вдолбил в курчавую голову собеседника принцип монетного обращения. Чернокожий чрезвычайно заинтересовался.

    — Значит, если вот этот красный человек выдернет из пачки один раскрашенный квадратик, — он получает кучу этих бумажек, на которые можно купить рому?!

    — Гм… Да! Приблизительно.

    — А тот, худой, должен отдать ему ни за что ни про что пачку денег, на которые можно купить рому?

    — Ну, конечно.

    — Да ведь жалко. Я бы на месте худого не отдал.

    — Нельзя. Так надо.

    — Почему? — завопил негр. — Я еще понимаю, если бы красный угрожал худому ножом или повалил бы на землю и отнял деньги, а то что же выходит?.. За один вынутый квадратик отдавай добровольно и ром, и еду, и кумач!

    — Это игра! Пойми ты это.

    — А я бы не отдал. Гм! За какой-то квадратик. Я бы лучше сам вцепился красному в воротник и отнял деньги.

    — А если бы он оказался сильнее?

    — Ну, он бы у меня отнял. Ничего не поделаешь. Так и не удалось втолковать негру принципов благородной карточной игры.

    Из-за того, что ты выдернул не тот кусочек раскрашенного картона, а другой, — ты должен без боя отдать ром, бусы и красное одеяло?! Вот дураки-то! По-моему, проще отнять без этих кусочков картона!

    Я теперь все время думаю об этом негре и отчасти восхищаюсь им.

    Игроки меня не поймут, а умные люди, может быть, поймут.

    * * *

    Сегодня я только что засел за работу, как ко мне пришел один из моих приятелей.

    Я сразу увидел, что он хочет попросить у меня денег взаймы, и даже отчасти обрадовался этому: возьмет деньги и уйдет, не мешая моей работе.

    Но это оказался светский воспитанный человек — не какой-нибудь хам, не понимающий приличий.

    Он опустился в кресло, отер пот с лица и сказал:

    — Ну, что у вас новенького?

    — Ничего, — торопливо ответил я.

    — Пяткина давно видели?

    — Не видел Пяткина.

    — А-а. А Семен Николаич к вам захаживает?

    — Нет!

    — Так, так. Тру-ру-ру-ру… Солнце жарит, как безумное, а все-таки знаю: будет дождь. Вы как думаете?

    — Что?

    — Будет дождь?

    — А черт его знает.

    В голове же у меня все время долбил клювом какой-то внутренний дятел: «Да проси же скорее денег, каналья, проси! Проси! Что тянешь? Возьми и уходи. Все равно ведь дам, и ты сам знаешь, что дам!»

    — Что это с Лазуткиным делается?

    — С ке-ем?

    — С нашим знакомым Лазуткиным?

    — А что?

    — Да совсем закружил Лазуткин. Сегодня его с одной дамой видишь, завтра с другой.

    — К черту Лазуткина, — сухо промолвил я. («Да проси же, анафемский палач, проси скорее!»)

    — Почему к «черту»?

    — Не интересуюсь Лазуткиным.

    — Вы сегодня какой-то странный, — обиделся он.

    — Были на премьере «Колесо жизни»?

    Я вскочил с места.

    — Сколько?

    — Что «сколько»? — вспыхнул он.

    — Сколько вам надо?

    — Чего?

    — Денег, за которыми вы пришли.

    Он встал с кресла, красный, негодующий.

    — Кто вам дал право так со мной разговаривать?!..

    — Значит, вы не за деньгами пришли?

    — Положим, я действительно пришел просить ссудить меня некоторой суммой, но после такого обращения…

    — Голубчик, не сердитесь. Но зачем мне все эти Лазуткины, Семены Николаичи, «Колеса жизни»? Скажем, пришли вы: «Здравствуйте». — «Здравствуйте». — «Дайте денег». — «Нате». — «До свиданья». И больше ничего! Ведь я же видел, что и Лазуткин, и «Колесо жизни» вам, как и мне, совершенно неинтересны! К чему это?

    — Простите, но я прекрасно понимаю, что такое долг вежливости и приличия, — угрюмо пробормотал он. — И по вашему способу денег никогда не попрошу! Я никогда не был хамом. И вообще после всего этого нам говорить не о чем! Прощайте. Навсегда.

    Вот таким-то образом между тремя и половиной четвертого пополудни я потерял приятеля.

    Вечером пошел к женщине, которая мне очень нравилась и которой, вероятно, я нравился. («Приходите почаще. С вами так хорошо».)

    Мы сидели с ней на диване друг около друга.

    стремилась спрятать свою голову на моей груди и прижаться губами к моему лицу.

    В это же время она говорила:

    — Собиралась я на «Колесо жизни», да не попала. Хорошая пьеса?

    — Хорошая, — со вздохом отвечал я. — А я не видел. Лазуткин видел. Кстати, вы знаете, Лазуткин совсем закрутился.

    Она с трудом отвела глаза от моего лица и, проведя по лбу рукой, сказала:

    — Да… Лазуткин… «Колесо жизни»… а этого… Пяткина встречаете?

    — Три раза и еще два. А Лазуткин все с дамами. Хочу вас поцеловать в губы.

    — Что-о?

    — Это Лазуткин своим дамам так говорит…

    — А-а…

    «Что мне Лазуткин с его дамами. Лучше бы ты поцеловал, сокровище мое!»

    — Хорошо, — согласился я.

    — Что хорошо?

    — Поцелую вас.

    — Этакая пошлость! Вы забылись. Подите вон.

    — Господи! — растерялся я. — Да ведь весь мир целуется друг с другом. Почему бы и нам не поцеловаться? Ведь мы же нравимся друг другу.

    — На все должен быть переход и должно быть место. И вообще, мы знакомы с вами только полтора месяца! Я не привыкла, чтобы ко мне вдруг, ни с того ни с чего, лезли с объятиями. Уходите!

    Вот таким-то образом между девятью и половиной десятого вечера я потерял любимую женщину.

    Все было уныло, глупо и безграмотно; визгливо пели, разухабисто танцевали, вскидывая ноги до самого носа.

    Но вот — восьмым номером — вышла красивая полногрудая женщина с белыми гибкими обнаженными руками и большим декольте. Что-то в ее веселом лице и смеющихся глазах было такое, что я пригляделся к ней пристальнее.

    Аборигены бешено зааплодировали: видно, это была местная любимица.

    Оркестр заиграл ритурнель какой-то шансонетки; певица открыла рот и издала десяток невероятно фальшивых звуков:

    — Мне мама скрипку подарила… И умолкла.

    Улыбнулась и попросила:

    — Дайте еще ритурнель. Оркестр «дал».

    Она замолкла, чарующе улыбнулась и, махнув беззаботно рукой, приблизилась к самой рампе.

    Подмигнула публике и начала с самым беззаботным видом:

    — Позвольте мне, господа, быть с вами совершенно откровенной, хотя в шантане это и не принято… Ну, какая я певица? Голос, как у драной кошки. И никакую мне мама скрипку не дарила, да тут и не скрипка подразумевается, а просто пошлость. Неужели вы думаете, я поверю, что вам нужно мое пение, и слова этой песенки хоть на минуту заинтересуют вас. Неужели вы из-за этого пришли? Конечно, не из-за этого! Зачем же я буду вас мучить: голос фальшивый, мотив жалкий, примитивный, вроде «Чижика», а слова глупые. Почему же мы, все шансонетные певицы, это делаем? Зачем фальшиво поем и неуклюже танцуем? Да просто это предлог, чтобы показаться вам, чтобы вы могли рассмотреть — какое у нас лицо, тело, как мы сложены Так вот, и нечего мне с вами притворяться. Ни «альбома», ни «скрипки» мама мне не дарила, — слышите вы? Просто я хорошенькая женщина, ничего не умеющая делать, бездарная-пребез-дарная!.. Зачем же я здесь стою на сцене перед вами? Очень просто: вот мои руки — смотрите на них без мамы и без скрипки. Правда, красивые? Ничего себе, а? И ямочки на локте есть. А грудь? Хорошая грудь, нечего греха таить. Танцевать я тоже не умею, поэтому покажу вам ногу так, без танцев. Вот. Красивые ножки; высокий подъем; ажурный чулок довольно мило их обтягивает. Вот это левая, это правая — не сбейтесь. Ну, довольны? Вот затылок и спина. Я ее немножко больше декольтировала, чтобы возместить то, что я не пою о маминой скрипке. Ну, нагляделись? Простая и обыкновенная женщина без голоса, таланта, но и без предрассудков. Видите, как со мной легко? И я с вами поговорила по душам, родненькие мои, да и оркестр отдохнул. А теперь пойду переодеваться: наверное, кто-нибудь меня сейчас ужинать пригласит!

    Я вскочил с места и вне себя от восторга закричал:

    — Я приглашу!

    Она добродушно засмеялась.

    — Ну, вот видите. Какой шумный успех! Сейчас приду. И то уж, заболталась я тут с вами. До свиданья, родненькие, до завтра!

    И когда мы весело ужинали вдвоем, запивая котлеты бокалами холодного вина и объясняясь друг другу во взаимной симпатии, мне почудилось, что с нами сидел третий. Он был такой же веселый, как и мы, белые зубы его радостно сверкали на черном лице, серые ладони рук одобрительно аплодировали нам, а из толстых красных губ вылетали добродушные слова:

    — Халло! Вот это по-настоящему! А то — вытянет из пачки кусочек раскрашенного картона — давай ему и ром, и бусы, и одеяло. Зачем так запутано? Раз что нравится и можешь взять — бери так! Не можешь — уйди сразу! А то играет другой человек целый год, играет — и на бутылку рома не выиграет!

    — Верно! — посмеивался я. — К черту Лазуткина!

    Разделы сайта: