• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Пролетарская музыка

    ПРОЛЕТАРСКАЯ МУЗЫКА

    (Лекция, прочитанная Никандром Хлаповым на собрании Колпинской комячейки)

    Дорогие товарищи и те вот, что позади семечки лускают!

    Я скажу несколько слов за пролетарскую музыку.

    Как я четыре года проторчал сторожем при уборной в консерватории, то будучи назначен спецом.

    И еще я скажу, что нигде нету такого буржуазного засилья, как у музыке.

    Товарищи! Почему нам, пролетариату, они всучили балалайку об трех струнах, а себе позабирали рояли, где этих струнов натянуто столько, сколько у этого рыжего, что сидит супротив мене - и волосьев на голове нет?!

    Почему?!

    Да и то я вам скажу, товарищи, что с этими роялями у них одно жульничество. Как известно, у всякой музыке есть семь нот, так называемая гамма, а они, черти не нашего Бога, столько там нот понаделали, что другой - шустрый-шустрый - а еле двумя руками управляется! Да еще ногой чего-с жмет у низу. Где ж тут справедливость?!

    Да ежели одно пианино поперек распилить, так из его для народа восемь штук узеньких можно наделать.

    Нам, товарищи, этих Шубертов-Мубертов не нужно, а ты нам давай это самое наше, настоящее, пролетарское!

    Опять же черненькие, которые сквозь по роялю пересыпаны! Нам три струны, альбо, как у гитаре, семь, а себе и черненькие, и беленькие?

    Говорят - это полутоны. А что нам с их шубу шить, что ли? Как говорится - ни шерсти, ни молока.

    Я онадысь пробовал по одним беленьким подбирать и "Понапрасну мальчик ходишь" и "Ой, не плачь, Маруся, ты будешь моя" - и одних беленьких совершенно предовольно! Здорово выходит. Для чего ж черные? Только зря затуманивать классовое самосознание пролетариата?!

    Нам-то небось балалайки липовые или с какого-нибудь ясеню, а себе на слонячьей кости чуть не сто клавишей закатывают.

    Ей-Бо, право. Убьют слона и делают из его клавиши. За что? А может слон такой же человек, как и мы с вами?! Одно зверство и безобразие!

    А возьмите ихние ноты? Нарочно там такого напутано, что на стену полезешь, разбирамши!

    И все ни к чему, все ни к чему.

    Почему они свои закорючки пишут на семи линейках? Почему не на одной? Все от пьянства.

    - вот тогда я посмотрю, какой ты музыкант!

    Опять же диезы и бемоли... Он, сволочь, их семь штук с левого боку насует, а я это имей в виду? А если я не желаю? Вот буду жарить без бемолей - и конец!

    Так этого им, видите, еще мало: бекары выдумали! "Какие такие бекары, позвольте вас спросить?!" - "Это, говорит, отказ". Почему отказ? Трудящему пролетариату ни в чем отказу быть не должно.

    И все-то они, черти собачьи, крутят, все вертят как бы понепонятнее.

    Видали, ребята, скрипичный ключ, что с левого боку стоит?

    А по-моему, так - ежели уж тебе нужно какую штуковину для блезиру поставить - так зачем заковыристый ключ? Ставь простую отмычку! И понятней, и легче. Правильно я говорю, товарищи? То-то и оно.

    А ихние паузы! Ежели ты уж взялся играть - так играй честно, без жульничества, подряд, а нечего зря лапой по полу стучать, а то другого можно так стукнуть, что и свет замакитрится.

    Заканчивая свою лекцию, я могу только одно сказать: русский пролетариат уже просыпается и, когда он проснется окончательно и без остатка - он такую музыку покажет, что все эти Чайковские, Маяковские, Мечниковы и Бечниковы - у гробах переворотются!

    (Бурные аплодисменты комячейки.) 

    Впервые опубликована в константинопольском журнале "Зарницы" 19 февраля 1921 г.

    "Гнезде перелетных птиц" состоялось 4 марта 1921 г. (Presse du soir, 1921, 4 mars, No 52)

    Печатается по тексту газеты.

    Раздел сайта: