• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Рай на земле
    Глава XI. Театр

    ГЛАВА XI

    ТЕАТР

    В сумерки садишься иногда в мягкое глубокое кресло и потонешь и в сумерках, и в кресле, и в воспоминаниях.

    Воспоминания то тихие, как лесной ручей, то грозные, как десница Иеговы, то вызывающие улыбку, то слезы, толпятся, теснятся, громоздятся одно воспоминание на другом, подобно шелестящим льдинам в половодье, уносимым туда, где все тает, все разливается в один всепоглощающий океан.

    Что давеча вспомнилось, а? Широко поместительно раскрыли свои объятия голубые бархатные кресла мариинского театра. На сцене занавес: мощно развернул могучие крылья Российский Орел, будто нет конца его трехсотлетнему лёту.

    Сегодня парадный спектакль, дважды парадный: открытие сезона и присутствие царя.

    Он приехал к самому началу, немного бледный, утомленный: показавшись у барьера Императорской ложи, улыбнулся устало поднявшейся при его появлении публике, обернулся к адъютанту, шепнул ему что-то и рукой, затянутой в белую перчатку, сделал жест сверху вниз.

    С новым шелестом уселась публика, все взоры обратились на сцену: дали занавес. Грянули первые столь знакомые звуки "Жизнь за Царя".

    Облокотившись о барьер ложи и полузакрыв глаза царь слушал.

    О чем он думал?

    * * *

    А когда сумерки расплывутся в ночь, а ночь чудесно расцветет ясным утром, тогда воспоминания не нужны... Реальное, жестокое "сегодня" кажет свои крепкие, стальные, острые штыки.

    И все так просто, так ясно и нет воспоминаний, нет глубокого сумеречного кресла.

    Тогда встает в светлой ясной голове другая картина.

    Вот она.

    * * *

    Сегодня в Мариинском театре дважды парадный спектакль: во-первых, премьера оперы в постановке товарища Мейерхольда, во-вторых на спектакле будет присутствовать сам Троцкий.

    Опера написана в честь его. На афишах сказано об этом честно и определенно:

    Первый Советский Театр

    (бывш. Мариинский)

    Сегодня в первый раз пойдет новая опера

    Жизнь за Троцкого

    С музыкой тов. Глинки, приспособленной тов. Фарфоркой

    Костюмы и бутафория из особняков белогвардейской сволочи.

    Волосяные скальпы от Чека.

    Световые эффекты - первой пулеметной команды.

    К сведению товарищей зрителей: в конце третьего акта на сцене будут расстреляны три живых саботажника.

    Съезд на сегодняшнее представление небывалый: экипажей, правда, ни одного, но со всех сторон подлетают с грохотом броневики, автопулеметные машины и тяжело ползут танки новой советской аристократии.

    Восходящее музыкальное светило, тов. Фарфорка, коллега товарища Глинки, прибыл тоже на небольшом танке. Почти уж подползши к театру, он нечаянно налез на незаметный в темноте памятник Глинке и, вывернул его с корнем, переполз, как огромная гусеница, через бесформенную груду и, шипя и пыхтя, подполз к самому подъезду.

    Тов. Троцкий из боязни восторженных знаков внимания со стороны своих подданных, прибыл в бронированном поезде, поставленном на трамвайные рельсы. И 8 каких-то человек, увешанных оружием, как елочное дерево игрушками, окружили его у подножки бронированного вагона и повели его в театр.

    - Ну, что, сделан ремонт? - спросил по дороге Троцкий, приостанавливаясь.

    - Все сделано.

    - Значит, всю мою Императорскую ложу перебронировали.

    - Всю. Сняли прежнюю двухдюймовую и обложили пятидюймовой чудной закалки. А переднюю часть забрали спускной стальной дверью, оставив только отверстие для глаз, да пониже два отверстия для пулеметов.

    - Это другое дело. Можно начинать.

    - Не все готово. Шаляпину портной на колени подушечки нашивает. Копается все.

    - Так отправьте портного в чека, весь и разговор.

    - Да, но не может же Шаляпин стоять на небронированных коленях.

    - А публика обыскана?

    - Так точно. Все документы осмотрены и два золотых портсигара, очень подозрительных, как оружие, отобраны.

    - Какое же это оружие - портсигар?

    Раздалось три выстрела к началу, и занавес, на котором была написана картина, изображающая пляшущего пьяного попа, взвился.

    "Жизнь за Царя", но были сделаны некоторые изменения.

    Например, Ваня у ворот монастыря пел:

    Бедный конь в поле пал,

    И изрезав в куски
    Слопал все от доски до доски.

    На польском балу танцевали настоящие польские заложники под дирижерством тов. Мациса из Че-ка, а в новой сочиненной Фарфоркой и Мейерхольдом сцене, где Иван Сусанин при помощи Руслана и Людмилы открывает в доме Пиковой дамы белогвардейский заговор Онегина и Гремина, - в этой остроумно скомбинированной сцене настоящие китайцы под руководством Сусанина расстреляли трех саботажников под звуки: "Вы мне писали, не отпирайтесь"...

    Опера затянулась.

    - Броневик товарища Вацетиса!

    - Танк Фарфорки!

    - Броневик Главкома.

    А ночь молчала: у нее были выколоты глаза.

    Впервые под названием "Жизнь за Троцкого": Presse du Soir, 31 декабря 1920, No 201.

    Грянули первые... звуки "Жизнь за царя". - "Жизнь за царя" (1836) - таково название одной из самых знаменитых опер Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), которая в советское время шла на оперных сценах под названием "Иван Сусанин".

    Шаляпину портной на колени подушечки нашивает. - "Жизнь за царя" незадолго до революции, бросился на колени при появлении в царской ложе Николая II. Прогрессивная интеллигенция дружно осудила тогда певца за подобострастие перед императором. Шаляпину пришлось оправдываться, он объяснял свое поведение необходимостью по ведению роли. Однако осадок остался на долгие годы.

    Броневик товарища Вацетиса! - Имеется в виду Иоаким Иоакимович Вацетис (1873-1938) - крупнейший советский военачальник. В Первую мировую войну командовал 5-м латышским Земгальским полком и во время Октябрьской революции со всем полком перешел на сторону советской власти. Во время Гражданской войны командовал стрелковой дивизией: в 1918-1919 гг. - главком Вооруженными Силами Республики, командовал Восточным фронтом. Автор трудов по стратегии и военной истории.