• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Рай на земле
    Глава X. Живопись

    ГЛАВА X

    ЖИВОПИСЬ

    Художник Костюков задумал написать картину.

    - Понимаешь, - объяснял он своему другу скульптору Понюшкину. - Сюжет такой: голая, выжженная солнцем степь... На дороге телега, в оглоблях худая лошаденка, только что павшая. Около лошаденки стоит, понурившись, крестьянин: на лице его беспросветное отчаяние. Название: "Смерть друга".

    - Хорошая штука, - одобрил Понюшкин. - Уже начал?

    - За малым остановка: холста нет. Раньше когда был Аванце, Доциаро...

    - Теперь это тоже несложно: пойди просто в Центроткань и возьми сколько надо...

    - Неужели, так просто? Ну пойду. В Центроткани.

    - Что нужно?

    - Холста бы мне...

    - Чаго-о-о?

    - Холста.

    Служащий Центроткани удивился так, будто его просили отпустить дюжину живых крокодилов.

    - Еще чего выдумаете? Зачем вам холста?

    - Нужно. Картину буду писать.

    - Картину? Какую картину?

    - Обыкновенную. Так дадите или нет?

    - А вам сколько нужно?

    - Два аршина.

    - Для чего вам такую уйму?

    - Да вы подумайте: ведь это целых тридцать два вершка. Сто сорок сантиметров... Тысяча четыреста миллиметров...

    - Значит не дадите?

    - Дать-то я дам, только раньше... этого... Позвольте вашу трудовую книжку.

    - Откуда ж у меня трудовая книжка, раз я художник?

    Служащий центроткани сразу повеселел:

    - Так бы вы сразу и сказали. Я ведь только выдаю по трудовым книжкам. Как же без книжки можно? Не имеем права.

    - А где ее достать?

    - Очень просто: в Комтруде. Получите книжку, тогда в ту же минуту.

    В Комтруде.

    - Прошу мне выдать трудовую книжку.

    - Слесарь?

    - Почему именно слесарь? Я художник. Картины пишу.

    - Так какой же это труд? Картины писать! Этак всякий...

    - Дадите книжку или нет?

    - А вы чем картины пишете?

    - Красками. На масле.

    - Вкусное?

    - Чего?

    - Масло-то?

    - А черт его знает. Я не пробовал.

    - Так дадите трудовую книжку?

    - Я дам. Только вы раньше из Пролеткульта удостоверение принесите, что это для Советской республики полезно. И, вообще...

    В Пролеткульте. У Луначарского.

    - Хочу получить удостоверение на взятие трудовой книжки для получения холста.

    - Художник? Очень приятно. Читали мою пьесу "Возрожденный Дон-Кихот"? Нет? Гм! Странно. И "Королевского брадобрея" моего на сцене не видели?

    - Нет. Так дадите удостоверение на книжку?

    - Очень странно, - подумал Луначарский. - Человек не видел "Брадобрея", не читал "Возрожденного Дон-Кихота", а приходит и требует трудовую книжку... - А вам для чего трудовая книжка?

    - Холст получить. Для картины.

    - А, это хорошо. Люблю искусство. Каков сюжет?

    - Степь, телега. Около околевшая лошадь, понуренный мужик. Называется: "Смерть друга".

    - Отчего ж она околела?

    - Есть было нечего.

    - Так, значит, хозяин дурак. Как это так можно животное не кормить? Вы, знаете, я вам советую немного изменить сюжет.

    - А именно?

    - Крестьянина вы оденьте в костюм молотобойца и дайте ему в руки молот. А издохшую лошадь замените сдохшим капиталистом. Живот у него от удара молотом лопнул и оттуда высыпается империализм.

    - Позвольте! Но ведь это совсем другой сюжет.

    - Ничего не другой. Только что телеги не будет. Да и кому она нужна, спрашивается?

    - Но ведь вы предполагаете внутренность фабрики, а у меня пейзаж, выжженная солнцем степь, полуразрушенная телега...

    - Ах, у вас выжженная солнцем степь? Это насчет засухи? Тогда вы сначала обратитесь в продовольственную комиссию. Представьте им на рассмотрение сюжет. И если с их стороны не будет препятствий... Темочка, хе, хе, уж больно острая. Да, кстати, там у вас будет и телега.

    - Телега в ракурсе, - робко попытался оправдаться художник.

    В Комгуже.

    - Что нужно?

    - Хочу получить удостоверение на неимение препятствий для изображения телеги для получения удостоверения на право выдачи трудовой книжки, дающей право на два аршина холста для изображения вышеупомянутой телеги.

    - Ничего не понимаю. Вы знаете что? Пойдите лучше в комнату No 67. Там вам сделают.

    Комната No 67.

    - Что нужно?

    - Дайте удостоверение, что нет препятствий для изображения на картине поломанной телеги, что даст мне право на получение удостоверения для получения трудовой книжки, дающей право на холст.

    - Это слишком сложно. Хотите, я вас лучше разведу?

    - Как разведете?

    - С женой. У меня разводной стол. Да вы не пугайтесь. Это - простая формальность. Всего две записи в книгах. Ваше имя? Отчество?

    - Да я не женат!

    - Так чего же вы сюда пришли? Идите в комнату No 84. Там вам сразу все сделают.

    Комната No 84.

    - Что случилось?.. Присядьте, успокойтесь... Что с вами?

    - Разрешите телегу... в ракурсе...

    - Телегу?.. В качестве представителя древонасаждения я могу, ввиду взятия на учет древесных посадок, дать ордер в Центропоруб, который, снесясь с местными организациями...

    - Какой Центропоруб, когда мне холст нужен...

    Древонасадитель облегчепнно и радостно вздохнул:

    - Холст? Так это вам в Центроткань нужно. Идите, там вам все сразу устроят. Ступайте, голубчик, ступайте.

    Выжженная степь... Во-во. Там в один момент. "Смерть друга".

    Посреди улицы стоял человек и,... опершись руками о трамвайный столб, выл на луну.

    Кругом теснилась недоумевающая толпа. Шли разговоры.

    - С чего это он?

    - Холст, говорит, хочу.

    - Ишь ты - холста захотел. Теперь и паршивого обрывка полотна не достанешь.

    - Ишь ты, как его разобрало.

    - Кого это разобрало?

    - Полотно разобрали?

    - Какое?

    - Ясное дело, какое, железнодорожное. Повстанцы все шалят.

    - А ему-то что?

    - Очевидно, поезд с рельс сошел.

    - Что ж, потерял он кого во время крушения, что ли?

    - Холст, говорит, я теперь. Явное дело, жену потерял. Эй, мил-человек. Какой поезд-то? Пассажирский?

    - Телегу... на полотне...

    - Чево-й-то тут котлета - говорят.

    - А ты не облизывайся понапрасну... Человека поймали: котлету с лепешками ел без разрешения начальства. Рази можно.

    Луна тускло светила на порыжевшем небе как жирное пятно на грязном солдатском одеяле... Художник выл...

    Примечания

    "Планетарное", Зарницы, 23 октября 1921, No 25.

    -- У Луначарского... Читали мою пьесу "Возрожденный Дон Кихот?" - Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), видный государственный и общественный деятель периода советского государства выступал как теоретик искусства, публицист, драматург. Автор нескольких пьес, в которых поднимал общественно важные вопросы. Так, в пьесе "Королевский брадобрей"(1906) основное - темы власти и ее влияние на человека. В "Освобожденном Дон Кихоте" (1916-1922) рассматриваются пути взаимоотношений революционного народа и интеллигенции.

    Разделы сайта: