• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Индейская хитрость

    Индейская хитрость

    После звонка прошло уж минут десять, все уже сидели за партами, а учитель географии не являлся. Сладкая надежда стала закрадываться в сердца некоторых — именно тех, которые и не разворачивали вчера истрепанный учебник географии… Сладкая надежда: а вдруг не придет совсем?

    Учитель пришел на двенадцатой минуте.

    — Слава Богу! Наконец-то вы пришли! А мы тут так всполошились — не случилось ли с вами чего?

    — Глупости… Что со мной случится…

    — Отчего вы такой бледный, Алексан Ваныч?

    — Не знаю… У меня бессонница.

    — А к моему отцу раз таракан в ухо заполз.

    — Ну и что же?

    — Да ничего.

    — При чем тут таракан?

    — Я к тому, что он тоже две ночи не спал.

    — Кто, таракан? — пошутил учитель. Весь класс заискивающе засмеялся.

    «Только бы не спросил, — подумали самые отчаянные бездельники, — а то можно смеяться хоть до вечера».

    — Не таракан, а мой папаша, Алексан Ваныч. Мой папаша, Алексан Ваныч, три пуда одной рукой подымает.

    — Передай ему мои искренние поздравления…

    — Я ему советовал идти в борцы, а он не хочет. Вместо этого служит в банке директором — прямо смешно.

    Так как учитель уже развернул журнал и разговор грозил иссякнуть, толстый хохол Нечипоренко решил «подбросить дров на огонь»:

    — Я бы на вашем месте, Алексан Ваныч, сказал этому Подсолнухину, что он сам не понимает, что говорит. Директор банка — это личность уважаемая, а борец в цирке…

    — Нечипоренко! — сказал учитель, погрозив ему карандашом. — Это к делу не относится. Сиди и молчи.

    Сидевший на задней скамейке Карташевич, парень с очень тугой головой, решил, что и ему нужно посторонним разговором оттянуть несколько минут.

    — Молчание — знак согласия.

    — Что? — изумился учитель.

    — Я говорю, молчание — знак согласия.

    — Ну так что же?

    — Да ничего.

    — Ты это к чему сказал?

    — Вы, Алексан Ваныч, сказали Нечипоренке «молчи»! Я и говорю: молчание — знак согласия.

    — Очень кстати. Знаешь ли ты, Карташевич, когда придет твоя очередь говорить?

    — Гм! Кхи! — закашлялся Карташевич.

    — …когда я спрошу у тебя урок. Хорошо? Карташевич не видел в этом ничего хорошего, но принужден был согласиться, сдерживая свой гудящий бас:

    — Горожо.

    — Карташевич через двух мальчиков перепрыгивает, — счел уместным сообщить Нечипоренко.

    — А мне это зачем знать?

    — Не знаю… извините… Я думал, может, интересно…

    — Вот что, Нечипоренко. Ты, брат, хитрый, но я еще хитрее… Если ты скажешь еще что-либо подобное, я напишу записку твоему отцу…

    — «К отцу, весь издрогнув, малютка приник», — продекламировал невпопад Карташевич.

    — Карташевич! Ступай приникни к печке. Вы сегодня с ума сошли, что ли? Дежурный! Что на сегодня готовили?

    — Вятскую губернию.

    — А-а… Хорошо-с. Прекрасная губерния. Ну… спросим мы… Кого бы нам спросить?

    Он посмотрел на притихших учеников вопросительно. Конечно, ответить ему мог каждый, не задумываясь. Иванович посоветовал бы спросить Нечипоренку, Патваканов — Блимберга, Сураджев — Патваканова, и все вместе они искренно посоветовали бы вообще никого не спрашивать.

    — Спросим мы…

    «Ого! — подумал он. — Глядит на Блимберга. А ну-ка, Блимберг, раскошелив…»

    — Челноков!

    — Здесь!

    — Ну? Неужели здесь? — изумился учитель. — Вот поразительно! А ну-ка, что ты нам скажешь о Вятской губернии?

    — Кхе! Кха! Хррр…

    — Что это с тобой? Ты кашляешь?

    — Да, кашляю, — обрадовался Челноков.

    — Бедненький… Ты, вероятно, простудился?

    — Да… вероятно…

    — Вероятно! Может быть, твоему здоровью угрожает опасность?

    — Угрожает… — машинально ответил Челноков.

    — Боже мой, какой ужас! Может быть, даже жизни угрожает опасность?

    Челноков сделал жалобную гримасу и открыл было уже рот, но учитель опустил голову в журнал и сказал совершенно другим, прежним тоном:

    — Ну-с… Расскажи нам, что тебе известно о Вятской губернии.

    — Вятская губерния, — сказал Челноков, — отличается своими размерами. Это одна из самых больших губерний России… По своей площади она занимает место равное… Мексике и штату Виргиния… Мексика одна из самых богатых и плодородных стран Америки, населена мексиканцами, которые ведут стычки и битвы с гверильясами. Последние иногда входят в соглашение с индейскими племенами шавниев и гуронов, и горе тому мексиканцу, который…

    — Постой, — сказал учитель, выглядывая из-за журнала. — Где ты в Вятской губернии нашел индейцев?

    — Не в Вятской губернии, а в Мексике.

    — А Мексика где?

    — В Америке.

    — А Вятская губерния?

    — В… Рос… сии.

    — Так ты мне о Вятской губернии и говори.

    — Кгм! Почва Вятской губернии имеет мало чернозему, климат там суровый и потому хлебопашество идет с трудом. Рожь, пшеница и овес — вот что главным образом может произрастать в этой почве. Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу, которую с трудом одолевает томагавк отважного пионера Дальнего Запада, который смело пробирается вперед под немолчные крики обезьян, разноцветных попугаев, оглашающих воздух…

    — Что?!

    — Оглашающих, я говорю, воздух.

    — Кто и чем оглашает воздух?

    — Попугаи… криками…

    — Одного из них я слышу. К сожалению, о Вятской губернии он ничего не рассказывает.

    — Я, Алексан Ваныч, о Вятской губернии и рассказываю… Народонаселение Вятской губернии состоит из великороссов. Главное их занятие хлебопашество и охота. Охотятся за пушным зверем — волками, медведями и зайцами, потому что других зверей в Вятской губернии нет… Нет ни хитрых гибких леопардов, ни ягуаров, ни громадных свирепых бизонов, которые целыми стадами спокойно пасутся в своих льяносах, пока меткая стрела индейца или пуля из карабина скваттера…

    — Кого-о?

    — Скваттера.

    — Это что за кушанье?

    — Это не кушанье, Алексан Ваныч, а такие… знаете… американские помещики…

    — И они живут в Вятской губернии?!

    — Нет… Я — к слову пришлось…

    — Челноков, Челноков!.. Хотел я тебе поставить пятерку, но — к слову пришлось и поставлю двойку. Нечипоренко!

    — Тут!

    — Я тебя об этом не спрашиваю. Говори о Вятской губернии.

    — Кхе!

    — Ну? — поощрил учитель.

    И вдруг — все сердца екнули — в коридоре бешено прозвенел звонок на большую перемену.

    — Экая жалость! — отчаянно вздохнул Нечипоренко. — А я хотел ответить урок на пятерку. Как раз сегодня выучил!..

    — Это верно? — спросил учитель.

    — Верно.

    — Ну, так я тебе поставлю… тоже двойку, потому что ты отнял у меня полчаса.