• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Бритва в киселе

    Бритва в киселе

    Глава I

    Два раза в день из города Калиткина в Святогорский монастырь и обратно отправлялась линейка, управляемая грязноватым, мрачноватым, глуповатым парнем.

    В этот день линейка приняла только двух, незнакомых между собой, пассажиров: драматическую артистку Бронзову и литератора Ошмянского.

    Но с полдороги случилось маленькое происшествие: мрачный, сонный парень молниеносно сошел с ума… Ни с того, ни с сего он вдруг почувствовал прилив нечеловеческой энергии: привстал на козлах, свистнул, гикнул и принялся хлестать кнутом лошадей с таким бешенством и яростью, будто собирался убить их. Обезумевшие от ужаса лошади сделали отчаянный прыжок, понесли, свернули к краю дороги, налетели передним колесом на большой камень, линейка подскочила кверху, накренилась набок и, охваченная от такой тряски морской болезнью, выплюнула обоих пассажиров на пыльную дорогу.

    В это время молниеносное помешательство парня пришло к концу: он сдержал лошадей, спрыгнул с козел и, остановившись над поверженными в прах пассажирами, погрузился в не оправдываемую обстоятельствами сонную задумчивость.

    — Выпали? — осведомился он.

    Литератор Ошмянский сидел на дороге, растирая ушибленную ногу и с любопытством осматривая продранные на колене брюки. Бронзова вскочила на ноги и, энергично дернув Ошмянского за плечо, нетерпеливо сказала:

    — Ну?!

    — Что такое? — спросил Ошмянский, поднимая на нее медлительные ленивые глаза.

    Тут же Бронзова заметила, что эти глаза очень красивы…

    — Чего вы сидите?

    — А что?

    — Да делайте же что-нибудь!

    — А что бы вы считали в данном случае уместным?

    — О, боже мой! Да я бы на вашем месте уже десять раз поколотила этого негодяя.

    — За что?

    — Боже ты мой! Вывалил нас, испортил вам костюм, я ушибла себе руку.

    — Но ведь от того, что я поколочу этого безнадежного дурака, ваша рука сразу не заживет и дырка на моих брюках не затянется?

    — Боже, какая вы мямля! Вы что, сильно расшиблись?

    — О, нет, что вы!..

    — Так чего же вы разлеглись на дороге?

    — А я сейчас встану.

    — От чего это, собственно, зависит?

    — Я жду прилива такой же сумасшедшей энергии, как та, которая обуяла пять минут назад нашего возницу.

    — Знаете, что вы мне напоминаете? Кисель!

    Ошмянский заложил руки за голову, запрокинулся и, будто обрадовавшись, что можно еще минутку не выходить из состояния покоя, спросил:

    — Клюквенный?

    — Это не важно. Выплеснули вас на дорогу, как тарелку киселя, — вы и разлились, растеклись по пыли. Давайте руку… Ну — гоп!

    Он встал, отряхнулся, улыбнулся светлой улыбкой и спросил:

    — А теперь что?

    — О боже мой! Неужели вы так и смолчите этому негодяю?! Ну, если у вас не хватает темперамента, чтобы поколотить его, — хоть выругайте!

    — Сейчас, — вежливо согласился Ошмянский.

    Подошел к вознице и, свирепо нахмурив брови, сказал:

    — Мерзавец. Понимаешь?

    — Понимаю.

    — Вот возьму, выдавлю тебе так вот, двумя пальцами, глаза и засуну их тебе в рот, чтобы ты впредь мог брать глаза в зубы. Свинья ты.

    — Уже.

    — Видела. Вы это сделали так, будто не сердце срывали, неприятный долг исполнили. Кисель!

    — А вы — бритва.

    — Ну — едем? Или вы еще тут, на дороге, с полчасика полежите?

    Глава II

    В Святогорском монастыре гуляли. Потом пили чай. Потом сидели, освещенные луной, на веранде, с которой открывался вид верст на двадцать. Говорили…

    Какая внутренняя душевная работа происходит в актрисе и литераторе, когда они остаются вдвоем в лунный теплый вечер, — это мало исследовано… Может быть, общность служения почти одному и тому же великому искусству сближает и сокращает все сроки. Дело в том, что когда литератор взял руку актрисы и три раза поцеловал ее, рука была отнята только минут через пять.

    Глава III

    «Бристоль», № 46, где она остановилась. Пили чай. Разговаривали долго и с толком о театре, литературе.

    А когда Бронзова пожаловалась, что у нее болит около уха и что она, кажется, оцарапалась тогда благодаря тому дураку о камень, Ошмянский заявил, что он освидетельствует это лично.

    Приподнял прядь волос, обнаружил маленькую царапину, которую немедленно же и поцеловал.

    Действенность этого, неизвестного еще в медицине средства могла быть доказана хотя бы тем, что в течение вечера разговоры были обо всем, кроме царапины.

    Когда Ошмянский ушел, Бронзова, закинув руки за голову, прошептала:

    — Милый, милый, глупый, глупый!

    И засмеялась.

    — И однако он, кажется, порядочная размазня… Женщина из него может веревки вить.

    Закончила несколько неожиданно:

    — А оно, пожалуй, и лучше.

    Прошло две недели.

    Гостиница «Бристоль».

    На доске с перечислением постояльцев против № 46 мелом написаны две фамилии:

    Ошмянский.

    Глава V

    В августе оба уезжали в Петроград. В купе, под убаюкивающее покачивание вагона, произошел разговор:

    — Володя, — спросила Бронзова. — Ты меня любишь?

    — Очень. А что?

    — Ты обратил внимание на то, что некоторые фамилии, когда их произносишь, носят в себе что-то недосказанное… Будто маленькая комнатка в три аршина, в которой нельзя и шагнуть как следует… Только разгонишься и уже — стоп! Стена.

    — Например, какая фамилия?

    — Например, моя — Бронзова.

    — Что же с этим поделать?..

    — Есть выход: Бронзова-Ошмянская. Это будет не фамилия, а законченное художественное произведение. Не эскиз, не подмалевка, а ценная картина…

    — Я тебя не понимаю.

    — Володя… Я хочу, чтобы ты на мне женился.

    — Что за фантазия?.. Разве нам и так плохо?

    Его ленивые, сонные веки медленно поднялись, и он ласково и изумленно поглядел на нее.

    — Если ты меня любишь, ты должен для меня сделать это…

    — А ты не боишься, что это убьет нашу любовь?

    — Настоящую любовь ничто не убьет.

    — А ты знаешь, что я из мещанского звания? Приятно это будет?

    — Если ты так говоришь, то ты не из мещанского звания, а из дурацкого. Ну, Кисель, милый Кися, говори: женишься на мне?

    — Видишь ли, я лично против этого, я считаю это ненужным, но если ты так хочешь — женюсь.

    — Вот сейчас ты не Кисель! Сейчас ты энергичный, умный мальчик.

    Она поцеловала его, а вечером, причесывая на ночь волосы, счастливая, подумала: «Уж если я чего захочу — так то и будет. Милый, мой милый Кися…»

    Глава VI

    Бронзова впервые приехала к Ошмянскому в его петроградскую квартиру и пришла от нее в восторг:

    — Всего три комнаты, а как мило, уютно…

    — Володя… А когда же наша свадьба?

    — Милая! Да когда угодно. Вот только получу из Калиткинской управы документы — и сейчас же.

    — А без них нельзя?

    — Глупенькая, кто же станет венчать без документов? Там паспорт, метрическое…

    — А зачем они лежат там?

    — Документы-то? Паспорт для перемены отослал, а метрическое у тетки.

    — Значит, ты это сделаешь?

    — Она еще спрашивает! Чье это ушко?

    — Нашего домохозяина.

    — Ах, ты, мышонок!

    Глава VII

    Снова сидела Бронзова у Ошмянского… Он целовал ее волосы, и у него на горячих губах таяли снежинки, запутавшиеся в волосах и не успевшие еще растаять.

    Потому что был уже декабрь.

    — Володя…

    — Да?

    — Ну, что же с документами?

    — С какими? Ах, да! Все собирался. Надо действительно будет поскорее написать. Завтра утром обязательно напишу.

    — Спасибо, милый!.. Володя…

    — Да?

    — Ты хотел бы, чтобы мы вместе жили?

    — Вместе? Это было бы хорошо.

    — Хочешь ко мне переехать?

    — Нет, что ты… Ведь я тебя стесню. Ты дома работаешь, разучиваешь роли, а я только буду тебе мешать…

    — Володя… Ну, я к тебе перееду… Хочешь?

    — Дурочка! Да ведь у меня еще теснее. Я пишу, ты разучиваешь роли; оба мы будем друг другу мешать… Понимаешь, иногда хочется быть совершенно одному со своими мыслями.

    Она притихла. Отвернулась и молчала — только плечи ее тихо вздрагивали.

    — Катя! Ты плачешь? Глупая… Из-за чего, право?.. Это такой пустяк!

    — М… не так хо-те-лось…

    — Ну хорошо, ну, будет по-твоему… Переезжай.

    — Милый! Ты такой хороший, добрый…

    И сквозь слезы, как солнце сквозь капли дождя, проглянула счастливая улыбка…

    Глава VIII

    Сидели в ресторане: Бронзова, Ошмянский и его приятель, Тутыкин.

    — Володя! Ну что, получил уже документы?

    — Понимаешь, написал я все честь-честью — и до сих пор никакого ответа. Работы у них много, что ли? — У нас теперь что? 14-е февраля? Ну, думаю, к концу месяца вышлют.

    — Напиши им еще.

    — Конечно, напишу.

    Она посмотрела на него ласковым, любящим взором и сказала:

    — А знаешь, что тебе очень пошло бы? Бархатная черная куртка. У тебя бледное матовое лицо, и куртка будет очень эффектна. Закажи. Хорошо?

    — Да когда же я ее буду носить?

    — Когда угодно! Ты ведь писатель — и имеешь право. В гости, в театр, в ресторан…

    — Не слишком ли это будет бить на дешевый эффект?..

    — Нет, нет! Володя… Я хочу!

    — Ну, если ты хочешь, не может быть никакого разговора. Закажу.

    — Совсем погибла эта размазня Ошмянский! Попал в лапы такой бабы, что она его в бараний рог скрутила.

    — Красивая?

    — Красивая. И острая, как бритва.

    Глава IX

    — Катя… Я тебя завезу к нам домой, а сам поеду…

    — Куда же? Ведь клуб уже закрыт.

    — А… видишь… Мне пописамть хочется. Настроение нашло.

    — Ну-у-у?

    — Ах, да! Я тебе не говорил! Понимаешь, я снял две маленьких комнатки и иногда утром, иногда днем удаляюсь туда поработать. Тихо, хорошо.

    — Володя! — всплеснула руками Бронзова. — Да ведь это выходит, что я выгнала тебя из твоей квартиры?

    — Ну, что ты… Какой вздор! Просто я иногда должен оставаться один. Знаешь, мы ведь, писатели, преоригинальный народ! Я заеду сейчас с тобой к нам и заберу кое-что: письменный прибор, лампу и одеяло. Подушки там есть.

    Глава X

    — Володя! Заказал куртку?

    — Да, был я у портного… Так мы ни до чего и не договорились. Он, видишь ли, не знает, какой фасон… и вообще.

    — Ну, едем вместе! Сейчас мы это все и устроим! Эх ты, кисель мой ненаглядный… Документы уже получил?

    — Написал снова. Боюсь, не затерялись ли они где-нибудь. На почте, что ли?!

    — Дома сегодня будешь?

    — То есть где? У тебя? Да. Заеду чайку напиться. А потом к себе покачу: повесть нужно закончить… У себя же и заночую…

    — Смотри, Володя, как кстати: мы собираемся к Тутыкиным, и тебе принесли бархатную куртку. Воображаю, как она тебе к лицу. Надень-ка ее. И я пойду переодеться.

    Бронзова ушла, а Ошмянский взял куртку, положил ее на диван и потом, взяв перочинный нож, распорол под мышкой прореху вершка в два.

    Сделав печальное лицо, пошел к Бронзовой.

    — Чтоб его черти съели, этого портного! Сделал такой узкий рукав, что он под мышкой лопнул.

    — Ну, давай я зашью.

    — Стоит ли? Опять лопнет. Тем более что воротнички без отворотов у меня дома, а на этот воротничок — надеть трудно…

    Глава XII

    Ошмянский только что приготовил бумагу для рассказа и вывел заглавие, как в комнату постучались.

    — Кто там?

    — вошла Бронзова. Она была очень бледна, только запавшие глаза горели мрачным, нехорошим огнем.

    — Прости, что я врываюсь к тебе. Ведь эти комнаты, я знаю, ты снял специально для того, чтобы быть одному… Но — не бойся. Я пришла сюда в первый и последний раз…

    — Катя! Что случилось?

    — Что? — Она упала головой на спинку кресла и горько заплакала. Что? — Улыбнулась печально сквозь слезы и пошутила: — Ты победил меня. Галилеянин…

    — Катя! Чем?! Что ты говоришь?

    — Ну, полно… Все равно я ухожу уже навсегда, и поэтому довольно всяких разговоров и вопросов… Помнишь, при первом знакомстве я назвала тебя киселем, а ты меня бритвой. Пожалуй, так оно и есть. Я — бритва, я хотела, чтобы все было по-моему, я мечтала о счастье, я знала, что ты безвольный кисель, и поэтому мое было право — руководить тобой, быть энергичным началом в совместной жизни… Но что же получилось? Бритва входила в кисель, легко разрезывала его, как и всякий кисель, и кисель снова сливался за ее спиной в одну тягучую, аморфную массу. Бритва может резать бумагу, дерево, тело, все твердое, все определенное — но киселя разрезать бритва не может! Я чувствую, что я тону в тебе, и поэтому ухожу!

    — Катя, голубка! Что ты! Опомнись. Ну, побрани меня. Но зачем же уходить? Разве я не любил тебя? Не поступал, как ты хотела?

    — Молчи!! Знаешь, как ты поступал? Я хотела, чтобы мы поженились прошло одиннадцать месяцев — где это? Я хотела, чтобы мы жили вместе — ты согласился… Где это? Пустяк: мне хотелось видеть тебя в бархатной куртке носишь ты ее? Что вышло?! О, ты со всем соглашался, все с готовностью обещал. Но что вышло… Я, женщина с сильным характером, энергичная, самостоятельная, была жалкой игрушкой в твоих руках! Прочь! Не подходи ко мне!!! Ну?

    Он протянул к ней руки, но она взглянула на него испепеляющим взглядом, повернулась и — ушла. Навсегда.

    Одну минуту он стоял ошеломленный. Потом потер голову, подошел к письменному столу и склонился над чистой бумагой.

    «В один чудесный день,
    Когда ложилась тень,
    Ко мне пробрался кирасир…»

    А потом это бормотание перешло в мелодичный свист, и Ошмянский с головой погрузился в работу…