• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Цветы под градом

    Цветы под градом

    Эта картина своей идилличностью могла умилить кого угодно: сумерки; на диване в углу уютно примостилась Клавдия Михайловна; около нее сидел Выпуклов и читал ей вполголоса какую-то книжку; у полупотухшего камина — я; у моих ног играл маленький сын Клавдии Михайловны — Жоржик. Было тихо, только в камине изредка потрескивало не совсем догоревшее полено.

    — Дядя, что это? — спрашивал Жоржик, протягивая мне книжку.

    — Это? Слон.

    — А зачем он такой?

    — Маму не слушался, — отвечал я, стараясь из всего извлечь для ребенка нравоучение. — Не слушался маму, ел одно сладкое — вот и растолстел!

    — А вот это желтенькое — слушалось маму?

    — Жирафа? Обязательно.

    Умиленный ребенок наклонился и поцеловал добродетельную жирафу в ее желтую с пятнами шею.

    — Как вас любит Жоржик, — заметила Клавдия Михайловна, поворачивая ко мне лицо с большими загадочно мерцавшими глазами.

    — Я думаю! — самодовольно улыбнулся я. — Ко мне дети так и льнут.

    — Вам его бы свести в кинематограф.

    — Когда-нибудь сведу.

    — А вы сейчас бы его повели.

    — Сейчас? Хорошо. Мы пойдем все вместе?

    — О, нет. Что касается меня, так я устала дьявольски.

    — Я тоже, — сказал Выпуклов, отрываясь от книги.

    — Впрочем, я не знаю, — нерешительно промычал я, — есть ли тут детские кинематографы?..

    — Глупости! Будто мальчику не все равно. Ему лишь бы лошадки бегали, собачки… кошечки разные… Жоржик! Хочешь поглядеть, как слоники бегают?

    — Позвольте, но ведь слонов там может и не быть!

    — Ну, это не важно. Другое что-нибудь будет бегать. Скажите няне, чтобы она его одела.

    * * *

    Жоржик семенил рядом со мной, уцепившись за мою руку с такой завидной прочностью, что я умилился: этот ребенок чувствовал ко мне полное доверие и считал меня самой надежной опорой в окружавшем нас эгоистическом мире.

    — Постой! — сказал я, приостанавливаясь. — Вот тут тебе и кинематограф, оказывается, есть. На вашей же улице. Ну, что тут такое? «Жизнь на пляже» — веселая комедия в 2-х частях. «Где-то теперь твое личико смуглое?» — роскошная драма. Жоржик! Хочешь видеть роскошную драму?

    — Хочу, — согласился покладистый Жоржик. — А драма какая будет?

    — Я ж тебе говорю — роскошная.

    — А я люблю, когда петух бывает.

    — Какой петух?

    — А я не знаю. Картины все какие-то нехорошие, серые. А как картина окончится — петух всегда появляется. Красный. Я, как с мамой был, — только этого петуха и ждал. В углу он всегда.

    — Гм… да… — пробормотал я. — Это его ставят в угол за то, что он шалит. Ну, пойдем, брат, за билетами.

    — Пойдем, брат, — пропищал Жоржик, уцепившись за мою ногу… (руку свою я с трудом высвободил для производства билетной операции).

    Было тесно и душно. Я протиснулся куда-то, наступая на невидимые ноги, уселся и облегченно вздохнул.

    — Ну, Жоржик, — смотри, брат.

    — Буду смотреть, брат, — согласился Жоржик. — Что это тут будет?

    — «Жизнь на пляже», комедия. Начало уже — видишь?

    — Дядя!

    — Ну?

    — А зачем эта женщина ходит с голыми руками и с ногами?

    — Да это, видишь ли, — очень просто. Да-а… Штука, братец ты мой, простая: она маму не слушалась, рвала башмачки и платье — мама ее и раздела.

    — А куда это она входит? Что это за домичек такой?

    — Это кабинка. Да ты смотри!

    — Да я смотрю. А это какой это дядя идет?

    — Так себе, обыкновенный. Гуляет.

    — А зачем он смотрит в щелочку?

    — Он? Да ведь тут море близко, вот он и смотрит… боится, чтобы она не утонула.

    — Слышали вы когда-нибудь более идиотские объяснения?

    — Жоржик, — сказал я не менее явственно. — Жоржик! Можешь себе представить, что бывают на свете тупоголовые лошади, совершенно не понимающие психологии и умственного уровня ребенка?

    — А петух скоро будет? — осведомился Жоржик, совершенно игнорируя непонятную для него фразу.

    — Петух! А Бог его знает… Видишь, вон, еще дядя идет.

    — Ой, смотри: он этого, который в щелочку смотрит, палкой бьет. Зачем это он?

    — За то, что тот по песку валяется. Видишь, никогда не нужно по песку валяться.

    Хронологически мое соображение было не совсем правильно: следствие у меня было впереди причины — подсматривавший господин сначала получил удар палкой, а потом уже повалился на песок. Но простодушный ребенок свято мне верил.

    — Ага! Он, значит, раньше валялся по песку, а тот это увидел и говорит: «Ты зачем это?» И палкой его побил. А куда это они бегут?

    Я решил идти по раз намеченному пути:

    — Чай пить. А то опоздают — мама бранить будет.

    — А вот смотри — первый-то опять идет обратно.

    — Ну да же! Его оставили без чаю за то, что он по песку валялся. Так, брат, поступать не полагается. Этак всякий будет по песку валяться — так что ж оно получится…

    — А вот смотри — она уже из этого домика выходит уже в платье… А ты говорил — мама ей не дает.

    — Да, конечно! Она, видишь ли… Гм! Нехорошая женщина. Она украла это платье.

    — Что это он? — забеспокоился Жоржик.

    — Она его дочка, понимаешь? Он ее любит. Это ее папа. Ну, значит, любит и, как полагается, целует.

    — А вон смотри: опять тот бежит. Опять ее папу палкой бьет. За что?

    — Он это не бьет, видишь ли. А так просто. Тот по песку давеча валялся, ну, костюм, конечно, в песке — вот тот и выколачивает. Это его слуга. Понял, брат?

    — Понял, брат, — кротко согласился Жоржик.

    — Как можно поручать ребенка такому кретину, — искренно удивился кто-то сзади.

    — Жоржик! — громко заметил я. — Когда ты вырастешь, так не будь дураком и старайся понять следующее: то, что подходящее для взрослого, не всегда подходящее для маленького.

    Сзади из темноты неизвестный голос возразил:

    — Знаете, Петр Иванович, я не понимаю: если детям такие картины не подходят, так почему взрослые остолопы водят их сюда?

    — Жоржик! — сказал я. — Обрати внимание на то, что самая худшая порода ослов, это та, которая…

    — Смотри-ка, — перебил Жоржик. — Папа побежал, а его слуга остался с ней, с его дочкой. Смотри, она плачет, становится перед ним на колени. К чему это?

    — Ну, как же… Неужели ты не понимаешь? Она бегала голыми ногами по песку, могла простудиться… Вот слуга на нее и кричит.

    Мне решительно не везло с объяснениями: в тот момент, когда «слуга» кричал на коленопреклоненную «дочку», она вскочила и бросилась в его объятия.

    — Что это он ей делает? — спросил сбитый с толку предыдущими объяснениями Жоржик.

    — Кусает ее. Видишь, укусил ей щеку… теперь ухо… губу… в глаз теперь вцепился.

    — Чего же она не плачет?

    — Ну, что она, маленькая, что ли! Терпит. Вот и ты теперь старайся — если ушибешься или что другое — не плачь. Видишь, она даже улыбается.

    — Смотри-ка, они уже дома… А вот слуга под еённую кровать лезет; — зачем?

    — Ну, это уже они спать ложатся, уже, значит, кончено. Пойдем, брат.

    — А давай, брат, до петуха посидим.

    — Поздно уже будет, какие там петухи. Пойдем!

    Я вскочил и, стараясь заслонить от Жоржика совсем разнуздавшийся экран, повлек доверчивого малютку к выходу.

    — Давно бы так!

    * * *

    Поднимаясь по лестнице, мы увидели парадную дверь квартиры Жоржика открытой. На пороге стояла горничная, припавши к швейцару и впившись губами в его бритую щеку.

    — Кусаются, — сказал Жоржик. — Вот еще дурные.

    — Тссс! Не мешай, Жоржик, не надо. Мама занята. Пойдем лучше сюда, в столовую.

    — А что мы будем тут делать? Скучно. Я хочу к маме.

    — Не стоит, Жоржик. Люди — звери, Жоржик… Знаешь, что, брат? Мы сейчас вдвоем, а теперь я один — видел: им ничего не стоит укусить совершенно постороннего человека.

    — Не люблю я, брат, когда кусаются, — согласилось со мной это покладистое дитя.

    И мы долго сидели в темной столовой, прижавшись друг к другу…

    Разделы сайта: