• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Красильников и мы трое

    Красильников и мы трое

    Все мы меряем только на свой аршин, и каждый из нас стоит только на своей точке зрения.

    И как стоит! Уцепившись за эту точку зрения, как коршун, цепкими, крючковатыми когтями. Даже тычками и побоями не сгонишь его с принадлежащей ему точки зрения. Тепло ему на ней и уютно.

    «Моя точка зрения» — больше ему ничего не нужно, ничьей другой точки. И кто возвысится до многоточия — тот мудрец.

    Но мало мудрецов, и поэтому жизнь эгоистична, скупа и жестка, как солдатская подошва:

    — С моей точки зрения, я прав; с моей точки зрения, вы дурак; с моей точки зрения, это весело; с моей точки зрения, так вам и надо!

    У нас у троих были свои точки зрения, у Красильникова — своя. Никто из нас даже на минуту не подумал стать на его точку зрения — потому все и произошло.

    * * *

    В жаркий ленивый полдень мы трое изнывали в безделье, расположившись, как кто хотел, в моей редакторской комнате: поэт Кувшинов лежал на широкой оттоманке; художник Крысаков в углу, сидя на маленькой скамейке, зарисовывал чей-то профиль; я, откинувшись в кресле, боком к письменному столу и положив ноги на подоконник, лениво просматривал кипу рукописей.

    — Этот проклятый Красильников никогда не отвыкнет от безграмотности, — пробормотал я. — У него в рассказе есть такая фраза; «Сидя с Леночкой на кушетке, он целовал ее ножки». Чьи ножки, черт его возьми?

    — А вот он и сам идет, — заметил Кувшинов, оборачивая лицо к открытой двери.

    У нас уже так установилось, что с Красильниковым — человеком недалеким — никто серьезно не разговаривал: или сообщали ему тут же измышленные сенсационные новости, или просто замечали:

    — Чудесный рассказ у вас был в «Ниве».

    — Да я там не пишу, что вы!

    — Как не пишете? А рассказ «Веревка», подписанный «Н. Крутиков», разве не ваш?

    — Нет, что вы! Он же Крутиков, а я Красильников.

    — А ведь верно! А мы нынче получили от редактора парижской «Temps» письмо… Спрашивает, кто такой Красильников и не может ли он у них сотрудничать? Заинтересовался.

    — Ну? А я же по-французски не пишу.

    — Ну, и пеняйте на себя. Значит, все дело расстроилось.

    Но в этот томительный жаркий полдень даже такие разговоры с Красильниковым не шли на ум.

    Только поэт Кувшинов по привычке лениво заметил:

    — А, Красильников… Так-с, так-с… Слыхали! Нечего сказать, хорош!

    — А что такое? Что вы слыхали? — забеспокоился Красильников.

    — Да уж знаем! Нечего притворяться удивленным… Вот вам Крысаков может рассказать все подробно… Не ожидал я этого от вас не ожидал.

    — В чем дело, Крысаков? — повернулся к нему встревоженный Красильников. — Что случилось?

    Но и Крысакову было лень вытягивать самому этот неуклюжий воз.

    — Что случилось? — патетически воскликнул он. — Эх, Красильников, Красильников! И вы это спрашиваете у меня? Да можете ли вы смотреть мне прямо в глаза? Нет, Красильников! Или вы издеваетесь над нами, или… или… нет, я просто не нахожу слов!..

    — Да в чем же, наконец, дело? — завопил Красильников, побледневший, как бумага, на которой он писал свои топорные рассказы. — Я, наконец, требую, чтобы вы сказали… Если я в чем-нибудь виноват, я извинюсь, конечно, но…

    — Послушайте, — тихо сказал Крысаков, и в голосе его дрогнула слеза. — Все это так тяжело, так невыносимо, что… Да что там говорить об этом! Вот тут, видите? Вот тут бьется сердце, которое вас, может быть, любило — и что же!.. Да нет, не могу я… Вот тут давит… Пусть вам редактор сам скажет…

    По обыкновению, эти негодяи всю фактическую часть постарались свалить на меня. Они запутывали, а я всегда должен был распутывать.

    Но на этот раз никакая мысль не рождалась в разваренной зноем голове…

    — «Редактор, редактор»… — вскричал я. — А редактор не человек, что ли? Если вам обоим так тяжело говорить об этой ужасной истории, то почему мне легко?..

    — О какой истории? — спросил дрожавший Красильников, бессильно опускаясь на стул. — Какая история?

    — И вы это спрашиваете — меня? Меня? — захныкал я. — И вы можете мне прямо посмотреть в глаза? О, Красильников! Ну, глядите же в эти честные глаза… Ага! Вы не можете смотреть! Ваш взгляд бегает… Довольно! Теперь я уверился…

    — В чем, в чем? — чуть не рыдал Красильников.

    — В чем? Я не хотел поднимать разговора об этой тяжелой для вас и для меня истории, но начал разговор бестактный Кувшинов. Пусть же он и объяснит все.

    — Кувшинов! Ради Бога, в чем дело?..

    — Господин Красильников! Вы сами понимаете, что… не время да и не место говорить обо всем этом. Здесь редакторский кабинет, а не… а не какая-нибудь другая комната!.. Это — храм! А в храме о таких поступках, как ваш, не говорят! Это осквернение святыни! Вы спрашиваете: «В чем дело?» — ха-ха! Вы это спрашиваете у меня? Но почему вы не спрашиваете у художника Крысакова, который сам из первых уст узнал об этом страшном эпизоде!

    — Крысаков! Я вас умоляю — в чем дело? Я ведь спать не буду, если не узнаю!

    — И не спите! — истерически закричал Крысаков, стуча кулаком по столу. — И не спите! Вам теперь нельзя спать. Я бы удивился, если бы вы спокойно спали… Боже мой, Боже мой… Будь это еще мужчина, а то ведь женщина… Слабая, прекрасная женщина…

    — Что женщина? Какая женщина? Что с ней случилось?

    — Вам это лучше знать, — криво улыбнулся Крысаков. — Вам и… и редактору. Он ведь тоже немного в этом замешан.

    — Да, я замешан! — воскликнул я. — Но как? В самом благородном смысле. Я даже дал слово ничего об этом не говорить… И я сдержу это слово!.. Впрочем, вот что, Красильников. Ответьте мне только на один вопрос: вы ведь бывали в Киеве?

    — Да… я там жил четыре года… А что?

    — Ага! — сказал поэт. — Уже он сознается! Он уже это признал!

    — И там у вас были знакомые? — нахмурившись, спросил я.

    — Д… да, были.

    — Ну вот! Больше нам ничего и не надо… Ах, Красильников, Красильников.

    — О каких знакомых вы говорите? — взволнованно спросил Красильников. — О Маевских?

    — Да-с! — загремел Крысаков. — Именно, о Маевских! Теперь вы все понимаете?

    — Ей-Богу, не понимаю…

    — О-о, Красильников… Вы хитрая штучка, и вас не всякий раскусит… но я вас понимаю! Довольно!

    — Послушайте!! — простирая руки, бросился ко мне Красильников. — Вы обязаны сказать мне; так же нельзя…

    — Как?! Вы спрашиваете меня? Меня? Но ведь я же связан словом, вы знаете…

    — Я не знаю, ей-Богу!!

    — Хорошо: я вам скажу только два слова: золотой медальон! Белокурые волосы!

    — К… к-какой медальон?!

    — Довольно, — сказал поэт, которому уже захотелось спать. — Больше вы от нас не услышите ни слова.

    Остальное — дело вашей совести. Если редактор устроит товарищеский суд сотрудников, то… впрочем, что об этом говорить, когда так болит сердце!..

    Он лег на оттоманку и отвернулся к стене.

    … Красильников обратил на меня растерянный взор, но я только молча пожал плечами…

    Он постоял еще с минуту и вышел, спотыкаясь.

    — Здорово мы его разогрели, — заметил Крысаков. — Что это за медальон, о котором вы ему говорили?

    — Так просто, на язык подвернулось.

    — Жаль, что ничего лучшего не придумалось. Вообрази себе, Кувшинов…

    * * *

    Прошло две недели.

    Снова мы трое собрались в моем редакторском кабинете. Только на этот раз на оттоманке лежал я, а поэт Кувшинов за моим письменным столом переписывал стихи…

    — Скучно как, — заметил Крысаков.

    — Хотя бы Красильников пришел, — буркнул под нос поэт. — Все-таки какую-нибудь штукенцию выкинули бы…

    — Давно уж он не показывался.

    * * *

    В сентябре вся редакция устраивала какую-то юбилейную вечеринку.

    Было около 11 часов… Веселье и смех уже достигли апогея, когда в комнату как-то бочком, робко протиснулся Красильников.

    Он остановился посредине комнаты и принялся оглядывать всех нас близорукими глазами.

    — Красильников, дуся! — вскричал Крысаков. — Что это вы запропали? Да Боже мой, что с вами? Вы так похудели, что на вас смотреть страшно.

    — Больны вы были? — спросил Кувшинов. — Случилось что-нибудь? Влюбились?

    — Нет, что вы, — неуверенно улыбнулся Красильников. — Только я все это время не находил себе места. Скажите, господа, хоть сейчас — в чем дело?

    — Какое дело? Что такое?

    — В чем я провинился? Что за история? Какой медальон? — умоляюще поглядел на нас Красильников.

    — Медальон? — спросил полный недоумения Крысаков. — Кой черт вы толкуете о медальоне?

    Очевидно, все мы трое так добросовестно забыли о вялом июльском разговоре, что Красильникову пришлось долго запоминать нам:

    — Ну как же! Я ведь с тех пор сам не свой… Ездил даже в Киев, виделся с Маевскими, но они божатся, что ничего не знают… Я заснуть не могу! Может быть, теперь это наконец можно выяснить…

    Я бросил взгляд на Кувшинова: он, отвернувшись, прочищал мундштук; поглядел на Крысакова… Он с любопытством разглядывал картину на стене. Я был предоставлен самому себе.

    — Видите ли, Красильников… Оказалось, что вы в это ужасное дело были замешаны случайно… Простое совпадение: того человека звали Крашенинников. Понимаете? Теперь все выяснилось, и вы можете быть спокойны. Поверьте, что нами… гм!.. руководило только товарищеское чувство, и все мы… Я сейчас! Мне тут нужно к одному человеку…

    — домой.

    * * *

    Проклятая штука — точка зрения.

    У Красильникова же оказалась своя точка зрения.

    Разделы сайта: