• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Подмостки

    Подмостки

    Я сидел в четвертом ряду кресел и вслушивался в слова, которые произносил на сцене человек с небольшой русой бородой и мягким взглядом добрых, ласковых глаз.

    — Зачем такая ненависть? Зачем возмущение? Они тоже, может быть, хорошие люди, но слепые, сами не понимающие, что они делают… Понять их надо, а не ненавидеть!

    Другой артист, загримированный суровым, обличающим человеком, нахмурил брови и непреклонно сказал:

    — Да, но как тяжело видеть всюду раболепство, тупость и косность! У благородного человека сердце разрывается от этого.

    Героиня, полулежа на кушетке, грустно возражала:

    — Господа, воздух так чист, и птички так звонко поют… В небе сияет солнце, и тихий ветерок порхает с цветочка на цветочек… Зачем спорить?

    Обличающий человек закрыл лицо руками и, сквозь рыдания, простонал:

    — Божжже мой! Божжжже мой!.. Как тяжело жить!

    «Божже мой!»

    — Ирина, — прошептал он, обращаясь к героине, — у этого человека большая душа!

    На моих глазах выступили слезы.

    Я, вообще, очень чувствителен и не могу видеть равнодушно даже, если на моих глазах режут человека. Я смахнул слезу и почувствовал, что эти люди своей талантливой игрой делают меня хорошим, чистым человеком. Мне страстно захотелось пойти в антракте в уборную к тому актеру, который всех прощал, и к тому, который страдал, и к грустной героине — и поблагодарить их за те чувства, которые они разбудили в моей душе.

    И я пошел к ним в первом же антракте.

    * * *

    — Можно пройти в уборную Эрастова?

    — А вы не сапожник?

    — Лично я не могу об этом судить, — нерешительно ответил я. — Хотя некоторые критики находили недостатки в моих рассказах, но не до такой степени, чтобы…

    — Пожалуйте!

    — Ваш поклонник! — отрекомендовался я. — Пришел познакомиться лично.

    Он был растроган.

    — Очень рад… садитесь!

    — Спасибо, — сказал я, оглядывая уборную. — Как интересна жизнь артиста, не правда ли?.. Все вы такие душевные, ласковые, талантливые…

    — Ну, уж и талантливые… Далеко не все талантливы!

    — Не скромничайте, — возразил я, садясь.

    — Конечно… Разве этот старый башмак имеет хоть какую-нибудь искру? Ни малейшей!

    — Какой старый башмак? — вздрогнул я.

    — Фиалкин-Грохотов! Тот, который так подло играл роль героя.

    — Вы находите, что он не справился с ролью? Зачем же тогда режиссер поручил ему эту роль?

    Эрастов всплеснул руками.

    — Дитя! Вы ничего не знаете? Да ведь режиссер живет с его женой! А сам он пользуется щедротами купчихи Поливаловой, которая — родственница буфетчика Илькина, имеющего на антрепренера векселей на сорок тысяч.

    Я был ошеломлен.

    — Какой негодяй! И с таким человеком должны играть вы и эта милая, симпатичная Лучезарская!..

    — Героиня? Да ей-то что… Она сама живет с суфлером только потому, что тот приходится двоюродным братом рецензенту Кулдыбину. У нее, впрочем, есть муж и дочь лет двенадцати. Но она своими побоями скоро вгонит девчонку в гроб — я в этом уверен. Впрочем, она не прочь продать девчонку комику Зубчаткину только потому, что у того есть некоторые связи в N-ском театре, куда она мечтает пробраться…

    — Неужели она такая?

    — Да, знаете… Готова с каждым первым попавшимся. Покажите ей десять рублей — побежит. Ей комическая старуха Мяткина-Строева давно уже руки не подает!

    — Смотрите-ка! Комическая старуха, а какая благородная брезгливость, — изумился я.

    — Она не потому. Просто у Мяткиной-Строевой был любовник на выходах — Клеопатров, которого она содержала, а Лучезарская насплетничала, что он в бутафорской шлем украл — его и уволили среди сезона. Вы меня извините, сейчас мой выход минут на пять, если хотите — подождите… я вернусь, еще поболтаем. Ужасно, знаете, мне с моими взглядами жить среди этой грязи и сплетен. Я сейчас!

    Он ушел. Я остался один.

    Дверь скрипнула, и в уборную вошел Фиалкин-Грохотов, весело что-то насвистывая.

    — Васьки нет? — спросил он благодушно.

    — Нет, — ответил я, вежливо раскланиваясь. — Очень рад с вами познакомиться — вы прекрасно играли!

    — Я мог бы прекрасно играть, но не здесь. Я мог бы играть, но с этим… Эрастовым! Знаете ли вы, что этот человек в диалоге невозможен? Он перехватывает реплики, не дает досказывать, комкает ваши слова и своими дурацкими гримасами отвлекает внимание публики от говорящего.

    — Неужели он такой? — удивился я.

    — Он? Это бы еще ничего, если бы он в частной жизни был порядочным человеком. Но ведь его вечные истории с несовершеннолетними гимназистками, эта подозрительно-счастливая игра в карты и бесцеремонность в займах — вот что тяжело и ужасно. Кстати, он у вас еще взаймы не просил?

    — Нет. А что?

    — Попросит. Больше десяти рублей не одолжайте — все равно не отдаст. Я вам скажу — он да Лучезарская…

    В двери послышался стук.

    — Можно? — спросила Лучезарская, входя в уборную. — Ах, извините! Очень рада познакомиться!

    — Ну, что, голуба? — приветливо сказал Фиалкин-Грохотов, смотря на нее. — Что он там?..

    — Ужас, что такое! — страдальчески ответила Лучезарская, поднимая руки кверху. — Это такой кошмар… Все время путает слова, переигрывает, то шепчет, как простуженный, то орет. Я с ним совершенно измоталась!

    — Бедная вы моя, — ласково и грустно посмотрел на нее Фиалкин-Грохотов. — Каково вам-то.

    — Мне-то ничего… У меня сегодня с ним почти нет игры, а вот вы… Я думаю, — вам с вашей школой, с игрой, сердцем и нервами, после большой столичной сцены… тяжело? О, как мне все это понятно! Вам сейчас выходить, милый… Идите!

    Он вышел, а Лучезарская нахмурила брови и, наклонившись ко мне, озабоченно прошептала:

    — Что вам говорил сейчас этот кретин?

    — Он? Так кое-что… Светский разговор.

    — Это страшный сплетник и лгун… Мы его все боимся, как огня. Он способен, например, выйти сейчас и рассказать, что застал вас обшаривающим карманы висящего пиджака Эрастова.

    — Неужели? — испугался я.

    — Алкоголик и морфинист. Мы очень будем рады, если его засадят в тюрьму.

    — Неужели? За что?

    — Шантажировал какую-то богатую барыню. Теперь все раскрылось. Я очень буду рада, потому что играть с ним — чистое мучение! Когда он да эта горилла — Эрастов на сцене, то ни в чем не можешь быть уверенным. Все провалят!

    — Почему же режиссер дает им такие ответственные роли?

    — Очень просто! Эрастов живет с женой режиссера, а тому только этого и надо, потому что ему не мешают тогда наслаждаться счастием с этой распутницей Каширской-Мелиной, которая жила в прошлом году с Зубчаткиным.

    Она грустно улыбнулась и вздохнула:

    — Вас, вероятно, ужасает наше театральное болото? Меня оно ужасает еще больше, но… что делать! Я слишком люблю сцену!..

    В уборную влетел Эрастов и, скрежеща зубами, сказал:

    — Душечка, Марья Павловна, посмотрите, что сделала эта скотина с началом второго действия! Что он там натворил!!!

    — Я это и раньше говорила, — пожала плечами Лучезарская. — Эта роль — главная в пьесе и поэтому по справедливости должна была принадлежать вам! Впрочем… Вы ведь знаете режиссера!

    * * *

    Лучезарская стояла около окна, вся залитая лунным светом, и говорила, положив голову на плечо Фиалкина-Грохотова:

    — Я не могу понять того чувства, которое овладевает мною в вашем присутствии: сердце ширится, растет… Что это такое, Кайсаров?

    — Милая… чудная! Я хотел бы, чтобы судорога счастья быть любимым вами сразу захватила мое сердце, и я упал бы к вашим ногам бездыханным с последним словом на устах: люблю!

    — Чего вы толкаетесь, — грубо проворчал я. — Болтают тут руками — сами не знают чего!..