• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Проклятье

    Проклятье

    Однажды Леонид Андреев затосковал. Сначала его забавляли неизвестные молодые люди, приезжавшие к нему по два и по три раза в день, — а потом надоели.

    Каждый из них, явившись к Андрееву, уводил писателя в угол и, судорожно вцепившись в пуговицу его бархатной тужурки, подавленным шепотом спрашивал:

    — Что вы скажете о мессинском землетрясении? И он смотрел на Андреева такими испытующими глазами, что тому делалось ясно: неизвестный молодой человек подозревает его в организации и устройстве этого бедствия.

    — А что? — тоже подавленным шепотом спрашивал испуганный Андреев. — Я в то время был у себя на даче… и, клянусь вам…

    — Нет, я хочу знать, как вы находите это землетрясение?

    — Оно… ужасно… неприятно, — неуверенно отвечал Андреев.

    — Да? Очень вам признателен. Я так и напишу: Леонид Андреев в дружеской беседе высказал свой ужас и возмущение перед загадочными силами природы, которые… Очень вам благодарен! Бегу.

    И он убегал, уступая место другому молодому человеку, такому же симпатичному и юркому. Второй молодой человек тоже цеплялся за Андреева, как утопающий за соломинку, и, с истерическим любопытством, спрашивал!

    — Какое ваше мнение о Толстом?

    — О Толстом? Великий старик, сделавший…

    — Благодарю вас. Очень рад был с вами побеседовать! Я так и напишу: Недавно Андреев в тесном семейном кругу высказал не лишенное оригинальности мнение о Толстом. Толстой, — сказал писатель, — хотя и велик, но его старость и сопутствующие этой поре жизни немощи лишают его возможности дать вещи, подобные незабвенным прежним: «Анне Карамазовой» и «Братьям Карениным». Мерси. Лечу.

    Третий молодой человек, стоявший в затылок за вторым, ловким движением ноги отбрасывал второго, уже насытившагося, в сторону и спрашивал Андреева в упор:

    — О Метерлинке! Что скажете?

    — Метерл…

    — Благодарю вас! Я так и сообщу нашим читателям! Я очень рад, что ваше мнение совпадает с моим. Лечу. Привет супруге.

    Постепенно все это приелось Андрееву.

    — Ах, как бы я хотел развеселиться! — говорил он.

    — Господи! — удивлялась жена. — Что же может быть легче! В передней есть еще три молодых человека. Позвать? Может, они тебя развеселят…

    Однажды Андрееву пришла в голову лукавая мысль: потихоньку, инкогнито, уехать в Москву и там повеселиться во всю.

    Он остриг волосы, надел черные очки и, взявши чемоданчик, поехал в Москву.

    Умылся в номере гостиницы, радостно ухмыльнулся и, довольный собой, зашагал на Тверскую.

    — Вот Андреев, — сказала одна.

    — Леонид, — добавила вторая. Они остановились и повернули за писателем, смотря на него с изумлением и страхом.

    — Идет по улице… — прошептала одна с остолбенелым лицом.

    Другая всплеснула руками:

    — Смотри, смотри! В калошах… Андреев в калошах!

    — Что вам угодно, барышни? — со вздохом спросил Андреев.

    — Ай-ай-ай! — взвизгнули обе. — Разговаривает!

    И, обезумевши от ужаса, бросились врассыпную.

    На Тверскую Андреев не пошел. Накупил газет и, печальный, побрел в свой номер.

    В первой газете, которую он развернул, было написано:

    — «Передают из достоверных источников, что Леонид Андреев находится в настоящее время в Антверпене. Писателю город очень понравился. Целыми днями его видят гуляющим по набережной и в гавани».

    — А надо будет, в самом деле, когда-нибудь, — подумал Андреев, — проехаться в Антверпен. Вероятно, любопытный город.

    Отложил первую газету и взял другую.

    — «На днях в дружеской беседе Леонид Андреев, — сообщалось во второй газете, — восхищался немецким поэтом Бирбаумом. Он считает его одним из лучших представителей немецкой поэзии».

    — Бирбаум… — прошептал Андреев, — странная фамилия. Надо будет почитать что-нибудь Бирбаума…

    Встал и, потянувшись, взглянул на часы.

    — Ужасно однообразные газеты нынче… Восемь часов… Пойду-ка я куда-нибудь в театр повеселиться.

    Вышел, сел на извозчика и сказал:

    — Вези меня, братец, в какой-нибудь театр. Смерть, хочется повеселиться. Хе-хе…

    — В Художественный? — спросил извозчик.

    — Можно и в Художественный. Впрочем, нет брат. Там идет моя «Анатема». Вези куда- нибудь в другое место. К Коршу, что ли.

    — Оль-Оль! Я люблю тебя! Посмотри на эти Воробьевы горы…

    — «Дни нашей жизни», — разочарованно прошептал Андреев. — Экая незадача!

    Неприятная горечь накоплялась в груди и комком подкатывала к горлу.

    — Вези меня, голубчик, в какой-нибудь театр кроме Художественного и Солодовниковского.

    — Пожалуйте!

    Подойдя к кассе третьего театра, Андреев взял билет и спросил кассиршу:

    — А что сегодня идет?

    — «Анфиса», Леонида Андреева. Очень хорошая вещь.

    Андреев скомкал билет и со стоном выбежал на улицу.

    — Есть еще один театр, — сказал он сам себе, — но у меня и пьеса еще одна есть: «Жизнь человека». Я уверен, что наткнусь именно на нее. И еще один есть театр. Но туда не стоит и показываться: там, я знаю, — «Черные маски».

    Во взоре его светилось отчаянье.

    Громадный равнодушный город катил перед ним тысячные людские волны, громадный город заключал в себе массу развлечений, но — все они были не для него.

    — Для всех, кроме него! Ха-ха!

    Чем дальше, тем все больше и больше ему хотелось повеселиться… Взгляд его упал на гигантскую огненную вывеску:

    — «Синематограф „Moderne“».

    — Пойду я хоть в синематограф, — подумал несчастный, и уныло побрел в иллюминованный подъезд.

    Через минуту публика в ужасе шарахнулась от какого-то невысокого черного человека, который со страдальческим воем, расталкивая всех, бросился к выходу. В синематографе, демонстрировали сенсационную картину: «Леонид Андреев у себя на даче. Только самое короткое время! Леонид Андреев на моторной лодке. Редкое зрелище! Леонид Андреев и Оскар Норвежский за чаем! Леонид Андреев говорит в граммофон. Невозможное стало возможным! Спешите смотреть!».

    — что завтра выезжает обратно.

    — Открыточку? — спросила его продавщица в вокзальном киоске. — Вот, пожалуйста… Не желаете ли: Леонид Андреев, последний выпуск.

    Андреев, шатаясь, отошел от киоска, опустился на колени и, воздев руки кверху, заплакал:

    — Господи! За что ты меня проклял?!