• Приглашаем посетить наш сайт
    Кулинария (cook-lib.ru)
  • Золотой век

    Золотой век

    I

    По приезде в Петербург я явился к старому другу, репортеру Стремглавову, и сказал ему так:

    — Стремглавов! Я хочу быть знаменитым.

    Стремглавов кивнул одобрительно головой, побарабанил пальцами по столу, закурил папиросу, закрутил на столе пепельницу, поболтал ногой — он всегда делал несколько дел сразу — и отвечал:

    — Нынче многие хотят сделаться знаменитыми.

    — Я не «многий», — скромно возразил я. — Василиев, чтоб они были Максимычами и в то же время Кандыбиными — встретишь, брат, не каждый день. Это очень редкая комбинация!

    — Ты давно пишешь? — спросил Стремглавов.

    — Что… пишу?

    — Ну, вообще — сочиняешь!

    — Да я ничего и не сочиняю.

    — Ага! Значит — другая специальность. Рубенсом думаешь сделаться?

    — У меня нет слуха, — откровенно сознался я.

    — На что слуха?

    — Чтобы быть этим вот… как ты его там назвал?.. Музыкантом…

    — Ну, брат, это ты слишком. Рубенс не музыкант, а художник.

    Так как я не интересовался живописью, то не мог упомнить всех русских художников, о чем Стремглавову и заявил, добавив:

    — Я умею рисовать метки для белья.

    — Не надо. На сцене играл?

    — Играл. Но когда я начинал объясняться героине в любви, у меня получался такой тон, будто бы я требую за переноску рояля на водку. Антрепренер и сказал, что лучше уж пусть я на самом деле таскаю на спине рояли. И выгнал меня.

    — И ты все-таки хочешь стать знаменитостью?

    — Хочу. Не забывай, что я умею рисовать метки!

    Стремглавов почесал затылок и сразу же сделал несколько дел: взял спичку, откусил половину, завернул ее в бумажку, бросил в корзину, вынул часы и, засвистав, сказал:

    — Хорошо. Придется сделать тебя знаменитостью. Отчасти, знаешь, даже хорошо, что ты мешаешь Рубенса с Робинзоном Крузо и таскаешь на спине рояли — это придает тебе оттенок непосредственности.

    Он дружески похлопал меня по плечу и обещал сделать все, что от него зависит.

    II

    На другой день я увидел в двух газетах в отделе «Новости искусства» такую странную строку:

    — «Здоровье Кандыбина поправляется».

    — Послушай, Стремглавов, — спросил я, приехав к нему, — почему мое здоровье поправляется? Я и не был болен.

    — Это так надо, — сказал Стремглавов. — Первое известие, которое сообщается о тебе, должно быть благоприятным… Публика любит, когда кто-нибудь поправляется.

    — А она знает — кто такой Кандыбин?

    — Нет. Но она теперь уже заинтересовалась твоим здоровьем, и все будут при встречах сообщать друг другу: «А здоровье Кандыбина поправляется».

    — А если тот спросит: «Какого Кандыбина?»

    — Не спросит. Тот скажет только: «Да? А я думал, что ему хуже».

    — Стремглавов! Ведь они сейчас же и забудут обо мне!

    — Забудут. А я завтра пущу еще такую заметку: «В здоровье нашего маститого»… Ты чем хочешь быть: писателем? художником?..

    — Можно писателем.

    «В здоровье нашего маститого писателя Кандыбина наступило временное ухудшение. Вчера он съел только одну котлетку и два яйца всмятку. Температура 39,7».

    — А портрета еще не нужно?

    — Рано. Ты меня извини, я должен сейчас ехать давать заметку о котлете.

    И он, озабоченный, убежал.

    III

    Я с лихорадочным любопытством следил за своей новой жизнью.

    Поправлялся я медленно, но верно. Температура падала, количество котлет, нашедших приют в моем желудке, все увеличивалось, а яйца я рисковал уже съесть не только всмятку, но и вкрутую.

    Наконец я не только выздоровел, но даже пустился в авантюры.

    — «Вчера, — писала одна газета, — на вокзале произошло печальное столкновение, которое может окончиться дуэлью. Известный Кандыбин, возмущенный резким отзывом капитана в отставке о русской литературе, дал последнему пощечину. Противники обменялись карточками».

    Этот инцидент вызвал в газетах шум.

    Одна газета говорила:

    «Вечная история Пушкина и Дантеса повторяется в нашей полной несообразностей стране. Скоро, вероятно, Кандыбин подставит свой лоб под пулю какого-то капитана Ч*. И мы спрашиваем — справедливо ли это? С одной стороны — Кандыбин, с другой — какой-то никому не ведомый капитан Ч*».

    «Мы уверены, — писала другая газета, — что друзья Кандыбина не допустят его до дуэли.

    Большое впечатление произвело известие, что Стремглавов (ближайший друг писателя) дал клятву, в случае несчастного исхода дуэли, драться самому с капитаном Ч*».

    — Скажите, — спросили они, — что побудило вас дать капитану пощечину?

    — Да ведь вы читали, — сказал я. — Он резко отзывался о русской литературе. Наглец сказал, что Айвазовский был бездарным писакой.

    — Но ведь Айвазовский — художник! — изумленно воскликнул репортер.

    — Все равно. Великие имена должны быть святыней, — строго отвечал я.

    IV

    При встрече со Стремглавовым я спросил его:

    — Что, я тебе надоел, что ты меня сплавляешь?

    — Это надо. Пусть публика немного отдохнет от тебя. И потом это шикарно: «Кандыбин едет в Ялту, надеясь окончить среди чудной природы юга большую, начатую им вещь».

    — А какую вещь я начал?

    — Драму «Грани смерти».

    — Антрепренеры не будут просить ее для постановки?

    — Конечно, будут. Ты скажешь, что, закончив, остался ею недоволен и сжег три акта. Для публики это канальски эффектно!

    Через неделю я узнал, что в Ялте со мной случилось несчастье: взбираясь по горной круче, я упал в долину и вывихнул себе ногу. Опять началась длинная и утомительная история с сидением на куриных котлетках и яйцах.

    Потом я выздоровел и для чего-то поехал в Рим… Дальнейшие мои поступки страдали полным отсутствием всякой последовательности и логики.

    «На заре жизни». Пожар моего дома уничтожил рукопись, и поэтому (совершенно идиотский поступок) я приобрел клочок земли под Нюрнбергом.

    Мне так надоели бессмысленные мытарства по белу свету и непроизводительная трата денег, что я отправился к Стремглавову и категорически заявил:

    — Надоело! Хочу, чтобы юбилей.

    — Какой юбилей?

    — Двадцатипятилетний.

    — Много. Ты всего-то три месяца в Петербурге. Хочешь десятилетний?

    — Ладно, — сказал я. — Хорошо проработанные 10 лет дороже бессмысленно прожитых 25.

    — Ты рассуждаешь, как Толстой! — восхищенно вскричал Стремглавов.

    — Даже лучше. Потому что я о Толстом ничего не знаю, а он обо мне узнает.

    V

    Сегодня справлял десятилетний юбилей своей литературной и научно-просветительной деятельности…

    — Вас приветствовали, как носителя идеалов молодежи, как певца родной скорби и нищеты, — я же скажу только два слова, но которые рвутся из самой глубины наших душ: здравствуй, Кандыбин!

    — А, здравствуйте, — приветливо отвечал я, польщенный. — Как вы поживаете?

    Разделы сайта: