• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • Записки Простодушного ("Я в Европе")
    Русское искусство

    Русское искусство

    — Вы?

    — Я.

    — Глазам своим не верю!

    — Таким хорошеньким глазкам не верить — это преступление.

    Отпустить подобный комплимент днем на Пере, когда сотни летящего мимо народа не раз толкают вас в бока и в спину, — для этого нужно быть очень светским, чрезвычайно элегантным человеком.

    Таков я и есть.

    Обладательница прекрасных глаз, известная петербургская драматическая актриса, стояла передо мной, и на ее живом лукавом лице в одну минуту сменялось десять выражений.

    — Слушайте, Простодушный! очень хочется вас видеть. Ведь вы — мой старый милый Петербург. Приходите чайку попить.

    — А где вы живете?

    Во всяком другом городе этот простой вопрос вызвал бы такой же простой ответ: улица такая-то, дом номер такой-то.

    Но не таков городишко — Константинополь!

    На лице актрисы появилось выражение небывалой для нее растерянности:

    — Где я живу?.. Позвольте… Не то Шашлы-Башлы, не то Биюк-Темрюк. А может быть, и Казанлы-Базанлы. Впрочем, лучше дайте мне карандашик и бумажку — я вам нарисую.

    Отчасти делается понятной густая толпа, толкущаяся на Пере: это все русские стоят друг против друга и по полчаса объясняют свои адреса: не то Шашлы-Башлы, не то Бабаджан-Османлы.

    Выручает обыкновенно карандаш и бумажка, причем отправной пункт — Токатлиан: это та печка, от которой всегда танцует ошалевший русский беженец.

    Рисуют две параллельные линии — Пера. Потом квадратик — Токатлиан. Потом…

    — Вот вам, — говорила актриса, чертя карандашом по бумаге, — эта штучка — Токатлиан. От этой штучки вы идете налево, сворачиваете на эту штучку, потом огибаете эту штучку — и тут второй дом

    — где я живу. Номер 22. Третий этаж, квартира барона К.

    На другой день, вечером, когда я собирался в гости к актрисе, зашел знакомый.

    — Куда вы?

    — Куда? От Токатлиана прямо, потом свернуть в одну штучку, потом в другую. Квартира барона К.

    — Знаю. Хороший дом. Что ж это вы, дорогой мой, идете в такое историческое место — и в пиджаке.

    — Не фрак же надевать!

    — А почему бы и нет. Вечером в гостях фрак — самое разлюбезное дело. Все-таки это ведь заграница!

    — Фрак так фрак, — согласился я. — Я человек сговорчивый.

    Оделся и, сверкая туго накрахмаленным пластроном фрачной сорочки, отправился на Перу — танцевать от излюбленной русской печки.

    Если в Константинополе вам известна улица и номер дома, это только половина дела. Другая половина — найти номер дома. Это трудно, потому что 7-й номер помещается между 29-м и 14-м, а 15-й скромно заткнулся между 127-б и 19-а.

    и свалил их в кучу на главной площади. А потом каждый домовладелец подходил и выбирал тот номер, закорючки и загогулины которого приходились ему больше по душе.

    Искомый номер 22 был сравнительно приличен: между 24-м и 13-м.

    На звонок дверь открыла дама очень элегантного вида.

    — Что угодно?

    — Анна Николаевна здесь живет?

    — Какая?

    — Русская. Беженка.

    — Ах, это вы к Аннушке! Аннушка! Тебя кто-то спрашивает.

    Раздался стук каблучков, и в переднюю выпорхнула моя приятельница, в фартуке и с какой-то тряпкой в руке. Первые слова ее были такие:

    — Чего тебя, Ирода, черти по парадным носят?! Не мог через черный ход приттить?!

    — Виноват, — растерялся я. — Вы сказали…

    — Что сказала, то и сказала. Это мой кум, барыня. Я его допрежь того в Питербурхе знала. Иди уж на кухню, раздевайся там. Недотёпа!

    Кухня была теплая, уютная, но не особенно пригодная для моего элегантного фрака. Серая тужурка и каска пожарного были бы здесь гораздо уместнее.

    — Ну, садись, кум, коли пришел. Самовар, чать, простыл, но стакашку еще нацедить — возможное дело.

    — А я вижу, вы с гран-кокет перешли на характерные,

    — уныло заметил я, вертя в руках какую-то огромную ложку с дырочками.

    — Чаво? Я, стало быть, тут у кухарках пристроилась. Ничего, хозяева добрые, не забиждают.

    — На своих харчах? — деловито спросил я, чувствуя, как на моей голове невидимо вырастает медная пожарная каска.

    — Хозяйские. И отсыпное хозяйское.

    — И доход от мясной и зеленной имеете?

    — Законный процент. (В последнем слове она сделала ударение на «о».) А то, может, щец похлебаешь? С обеда остались. Я б разогрела.

    Вошла хозяйка.

    — Аннушка, самовар поставь. Во мне заговорил джентльмен.

    — Позвольте, я поставлю, — предложил я, кашлянув в кулак. — Я мигом. Стриженная девка не успеет косы заплести, как я его ушкварю. И никаких гвоздей. Вы только покажите: куда насыпать угля и куда налить воды.

    — Кто это такой, Аннушка? — спросила хозяйка, с остолбенелым видом разглядывая мой фрак.

    — Так, один тут. Вроде как сродственник. Он, барыня, тихий. Ни тебе напиться, ни тебе набезобразить.

    — Вы давно знакомы?

    — С Петербурга, — скромно сказал я, переминаясь с ноги на ногу. — Аннушка в моих пьесах играла.

    — Как… играла? Почему… в ваших?

    — А кто тебя за язык тянет, эфиеп, — с досадой пробормотала Аннушка. — Места только лишишься из-за вас, чертей! Видите ли, барыня… Ихняя фамилия

    — Простодушный.

    — Так чего ж вы тут, господи! пожалуйте в столовую, я вас с мужем познакомлю. Мы очень рады…

    — Видала? — заносчиво сказал я, подмигивая.

    — А ты меня все ругаешь. А со мной господа за ручку здороваются, к столу приглашают.

    С черного хода постучались. Вошел еще один Аннуш-кин гость, мой знакомый генерал, командовавший третьей армией. Он скромно остановился у притолоки, снял фуражку с галуном и сказал:

    — Чай да сахар. Извините, что поздно. Такое наше дело швейцарское.

    * * *

    Мы сидели в столовой за столом, покрытым белоснежной скатертью. Мы трое: кухарка, швейцар и я.

    Хозяин побежал в лавку за закуской и вином, хозяйка на кухне раздувала самовар.

    А мы сидели трое — кухарка, швейцар и я — и, сблизив головы, тихо говорили о том, что еще так недавно сверкало, звенело и искрилось, что блистало, как молодой снег на солнце, что переливалось всеми цветами радуги и что теперь залилось океаном топкой грязи.

    … Какая это мгла? Предрассветная? Или это сумерки, за которыми идут ночь, одиночество и отчаяние?