• Приглашаем посетить наш сайт
    Сладков (sladkov.lit-info.ru)
  • Народный дом

    Народный дом

    Когда Мифасов и я собрались ехать в Народный дом — к нам пристал и художник Крысаков:

    — Возьмите меня!

    — А зачем?

    — Да ведь вы едете в Народный дом?..

    — Ну?

    — А я знаток народных обычаев, верований и всего вообще народного быта. Кроме того, я знаток русского языка.

    Последнее было бесспорно. Стоило только Крысакову встретиться с извозчиком, маляром или оборванным мужичком, собирающим на погорельцев, — Крысаков сразу вступал с ними в разговор на самом диковинном языке:

    — Пожалуйте, барин, отвезу.

    — А ты энто, малый, не завихляешься-то ничего такого, вобче? По обыкности, не объерепенишься?

    Извозчик с глубоким изумлением прислушивался к этим словам:

    — Чего-о-о?

    — Я говорю: шелометь-то неповадно с устатку. Дык энто как?

    — Пожалуйте, барин, отвезу, — робко лепетал испуганный такими странными словами извозчик.

    — Коли животина истоманилась, — веско возражал Крысаков, — то не навараксишь, как быть след. Космогонить-то все горазды на подыспод.

    — Должно, немец, — печально бормотал ущемленный плохими делами Ванька и гнал свою лошаденку подальше от затейливого барина.

    А Крысаков уже подошел к маляру, лениво мажущему кистью парадную дверь, и уже вступил с ним в оживленный разговор.

    — Выхмарило сегодни на гораздое вёдро.

    — Эге, — хладнокровно кивал головой маляр, прилежно занимась своим делом.

    — А на вытулках не чемезишься, как быть след.

    — Эге, — бормотал маляр, стряхивая краску с кисти на бариновы ботинки.

    — То-то. Не талдыкнут, дык и гомозишься не с поскоку.

    — Эге.

    Потом Крысаков говорил нам:

    — Надо с народом говорить его языком. Только тогда он не сожмется перед тобой и будет откровенен.

    Вот почему мы взяли с собой Крысакова. Я хочу открыть Америку:

    — Читатели! Вы все, в ком еще не заглохла жажда настоящей жизни, любовь к настоящему простому, ясному человеку, стремление к искреннему веселью и непосредственной радости, — сходите в Народный дом, потолкайтесь в толпе.

    «Действительно, открыл Америку», — подумает кто-нибудь, пожав плечами.

    Нечего пожимать плечами. Большинство читателей «Нового Сатирикона» в Народном доме ни разу не было, и я, как новый Колумб, уподобив читателей «Нового Сатирикона» испанцам, предлагаю им новую, только что открытую мною страну — Народный дом.

    Крысаков, по крайней мере, пришел в восторг.

    — Какой простор! Какие милые, славные лица… Вот он, настоящий русский народ. И какое искреннее веселье!

    Тут же он заговорил с одним парнем, восхищенно глазевшим на измазанных мелом клоунов:

    — Энто, стало быть, скоморошество вдругорядь причинно и изничтожению кручинушки, котора, как змея злоехидная, сосет-томит молодецкую грудь… Взираешь на таку посмеху, да и только тряхнешь кудрями.

    — только не своими, а крысаковскими.

    — Ты чего ко мне привязался, — сказал парень очень угрюмо, — я ж тебя не трогаю.

    — Ничего, ничего, не обижайся, — примирительно сказал Мифасов, покрутив за спиной Крысакова пальцем около лба. — Не бойся, милый; он добрый.

    — Вот смотри, что значит наметавшийся глаз, — шепнул мне Крысаков. — Стоило только поговорить мне с ним две минуты, как я уже знаю, кто он такой… Он полотер!

    — Вы полотер? — спросил Мифасов парня.

    — Нет, — общительно сказал парень. — Я газетчик. Газетами торгую.

    — Но, может быть, вы газетами торгуете просто так… изредка… для удовольствия? — с некоторой надеждой спросил Крысаков.

    — Кой черт для удовольствия! С восьми утра до восьми вечера не очень-то постоишь для удовольствия.

    — Ага! Но вы, вероятно, все-таки изредка натираете полы? Так, знаете, просто, для практики.

    — Да чего ж их натирать-то? — удивился парень.

    — Ну, просто так… У себя в квартире, а? Паркет, а? Знаете, такой… квадратики.

    Парень с сожалением поглядел на Крысакова, сочувственно кивнул нам головой и отошел.

    * * *

    Ни в каком Луна-парке не встретишь такого веселья «на чертовом колесе», как в Народном доме.

    Я видел катающихся в Луна-парке: мрачно, страдальчески сдвинутые брови, отчаянные лица людей, которые решили путем катанья на колесе порвать нить надоевшей жизни, стоны и охи, когда колесо разбросает в разные стороны всю эту кучу скучающего человеческого мяса.

    Не то в Народном доме. Прежде всего, здесь на «чертовом колесе» катаются титаны, выкованные из железа.

    колесо. В одну минуту образуется живая гора из перепутавшихся рук, ног, голов…

    — Вжжж!.. вертится колесо — и вся эта живая гора, как щепки, со страшным стуком, громом и грохотом разбрасывается в разные стороны.

    — Крепко нынче стали людей делать, — задумчиво сказал Мифасов, глядя на мальчишку, который, сделав двухаршинный прыжок и шлепнувшись животом о деревянный пол, вдруг завертелся вместе с колесом, вылетел на барьер, ударился об него головой и дико захохотал, не обращая внимания на то, что какой-то рыжий мужик топчет каблучищем сапога его грязную ручонку.

    Весело, черт возьми. И никто ни на кого не обижается.

    Наконец-то бедный, бесправный русский народ достиг идеала своей национальной игры: мала куча — крыши нету.

    — танцы. Здесь, в Народном доме, танцы — священнодействие. У всех серьезные, углубленные и как-то внутренно просветленные лица.

    Кухарки отплясывают с благоговейным выражением огрубевшего у плиты лица. Модистки танцуют с определенным убеждением, что это не шутки, не игрушки и что громкий голос или смех звучал бы в данном случае кощунственно.

    Мы долго не сводили глаз с военного писаря, который думал, что он Нижинский, — и танцевал так, будто бы весь светский административный и дипломатический мир Парижа собрался полюбоваться на него. Мы видели писаря, разочарованного аристократа, который танцевал, еле-еле шевеля ногами, и которому все надоело: и этот блеск, шум и вообще вся эта утомительная светская жизнь. Мы видели какого-то восторженного человека, с глазами, поднятыми молитвенно к небу.

    Он прикасался к даме кончиками пальцев, нежно переставлял искривленные портняжной работой ноги, а взор его купался в высоте, и он видел там ангелов. Мы видели высокого нескладного молодого человека со множеством веснушек, но зато без всяких бровей и ресниц; этот молодой человек работал ногами так, как не может работать поденщик; это усердие свойственно только сдельным рабочим. Про него Крысаков сказал:

    — Вот типичный клерк маленькой банкирской конторы.

    «клерк» сказал своей даме:

    — Вот как за целый-то день молотком намахаешься — так на вашу тяжесть мне наплевать.

    — Видишь, — сказал Мифасов Крысакову. — Это молотобоец, а ты говоришь — клерк.

    — Ну, это еще вопрос, — нахально пожал плечами Крысаков. — Может быть, он в банкирской конторе вбивал молотком какие-нибудь гвозди для плакатов и диаграмм биржевых сделок.

    Уходя, мы насолили Крысакову в отплату за его развязность как могли. Именно, продираясь сквозь толпу впереди Крысакова, Мифасов говорил вполголоса:

    — Пожалуйста, господа, дайте дорогу. Сзади меня опасный сумасшедший, и не надо его злить. Он только что выписался из больницы, и снова ему плохо. Осторожней, господа!..

    — Заметили, как весь народ смотрел на меня? Они чувствовали во мне «своего» человека, знающего их быт, привычки, язык и весь вообще уклад.

    Разделы сайта: